Технологическая карта по ознакомлению с окружающим " Планета и Земля"

  • Образовательная область
  • Оборудование
  • Инновационные технологии
  • Ожидаемый результат: Знать

  • Скачать 93.33 Kb.


    Дата01.10.2017
    Размер93.33 Kb.
    ТипКонспекты

    Скачать 93.33 Kb.



    Технологическая карта организованной учебной деятельности

    для подготовительной группы.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.


    Дата: 06. 04 .2015.

    Образовательная область: «Познание, Социум».

    Раздел: Ознакомление с окружающим. Экология.

    Тема: «Планета и Земля».

    Цель : Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой

    Задачи: рассказать детям о том, что кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

    Оборудование: Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

    Карта мира Карта мира - географическая карта, на которой изображён земной шар целиком. Карты мира составляют отдельную категорию карт в связи с проблемой проекции поверхности геоида на плоскость с минимальным искажением.
    Ча́сти све́та - регионы суши, включающие материки или их крупные части вместе с близлежащими островами.

    Инновационные технологии : ТСО


    Этапы деятельности.

    Действия воспитателя.

    Действия детей

    Мотивационно - побудительный

    - Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Казахстан. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана.

    Крайний Север Кра́йний Се́вер - часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Климат в некоторых районах чрезвычайно суровый. Территория Крайнего Севера - это арктическая зона, тундра, лесотундра, и районы северной тайги.
    Это огромное государство!(просмотр слайдов)

    Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

    - Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

    Ни начала, ни конца,

    Ни затылка, ни лица.

    Знают все, и млад и стар,

    Что наш дом – большущий шар. (Земля).

    Слушают.










    Отвечают на вопрос.


    Слушают.








    Слушают загадку и отгадывают её.

    Организационно – поисковый

















    - Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

    Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

    Солнечная система Со́лнечная систе́ма - планетная система, включающая в себя центральную звезду - Солнце - и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

    Ребенок находит и показывает.

    - А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

    - А как вы узнали, что это Земля?

    - Почему она голубая?

    - Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

    - Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

    Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

    Демонстрация иллюстраций.

    - И добирались они до края Земли?

    - Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

    - Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

    Показ иллюстраций парусных кораблей.

    - Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

    Физкультминутка. Звучит музыка.

    Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

    Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

    Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

    А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

    Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

    Что это за шар?

    Дети (хором). Солнце.

    - Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом.

    Косми́ческое простра́нство, ко́смос (др.-греч. κόσμος «мир», «Вселенная») - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, хотя и с очень низкой плотностью, межзвёздное вещество (преимущественно молекулы водорода), космические лучи и электромагнитное излучение, а также гипотетическая тёмная материя.
    Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

    Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

    Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

    - Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

    Ответы детей.

    - Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

    - Какая звезда к нам ближе всего?

    - А что такое глобус?

    - Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

    Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

    - Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

    Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

    Ответы детей.

    - Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

    Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

    -Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

    Ответы детей.

    Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

    - Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

    Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце.

    Географи́ческая оболо́чка - основное понятие географии, в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера - проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии.
    У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

    - Наш дом родной, наш общий дом –

    Земля, где мы с тобой живем!

    Ты только посмотри вокруг:

    Тут речка, там – зелёный луг.

    В лесу дремучем не пройдёшь,

    Воды в пустыне не найдешь!

    А где-то снег лежит горой,

    А где-то жарко и зимой…

    Одно у них названье есть:

    Леса, и горы, и моря –

    Всё называется Земля!

    Ответы детей.















    Слушают.









    Ответы детей.

    Слушают.

































    Выполняют физкультминутку.













    Ответы детей.

    Слушают.






































    Ответы детей.


    Слушают.























    Рефлексивно - корригирующий

    Подводит итог занятия.

    Анализирует работу детей.

    Хвалит детей.


    Ответы детей.


    Ожидаемый результат: Знать: что такое земля.

    Иметь: представление о планете Земля.

    Уметь: внимательно слушать, отвечать на вопросы, рассуждать.

    Беречь свою планету.