Урок географии в 5 классе к учебнику Е.М. Домогацких

  • Методы обучения
  • Организационная структура



  • Дата09.10.2017
    Размер73.7 Kb.


    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7» РАЗРАБОТКА УРОКА Тема: «Путешествие по Африке» Предмет: География Учитель: Арефьева Анна Александровна 1.

    Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

    Пояснительная записка Урок географии Тема: «Путешествие по Африке» Класс: 5 Тема «Путешествие по Африке» изучается во втором полугодии в разделе «Путешествие по планете Земля» Методологическая база: Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества. Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

    Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

    Мышление Мышле́ние - это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

    методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

    Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

    информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки. Задачи: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

    Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».

    Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Планируемые результаты: Предметные результаты: Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития. Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

    Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

    Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Берегова́я ли́ния - линия пересечения поверхности моря или озера с поверхностью суши. В связи с тем, что уровень воды изменяется даже за короткий промежуток времени, береговая линия представляет собой условное понятие, применяемое относительно среднего многолетнего положения уровня водного объекта.

    Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.

    Формируемые УУД: Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта. 2. Технологическая карта урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. 1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

    Общее решение дифференциального уравнения - функция наиболее общего вида, которая при подстановке в дифференциальное уравнение вида

    Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы: Какие операции необходимо выполнять В какой последовательности выполняются операции С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза) Сколько уходит времени на выполнение каждой операции Результат выполнения каждой операции Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

    Контурная карта - особый вид бланковых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку, предназначен для выполнения учебных заданий по географии, истории и астрономии учащимися; на такие карты нанесены только контуры стран, основные объекты, процессы или явления.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное, Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики) Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 2.Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля. Для начала вспомните: Какой материк крупнейший по площади Какое озеро является самым глубоким в мире Чем знаменит Васко да Гама Кто такие финикийцы Какие путешествия совершили финикийцы Молодцы! А теперь посмотрите на экран….. Диалог с учителем. Отвечают на вопросы просмотр клипа из мультфильма «Доктор Айболит»Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;  Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) 3. Этап изучения новых знаний и способов действийПостановка учебной цели. Поиск информацииЦель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Физкульт-ка -Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Африке». И в путешествие мы отправимся по Африке. (слайд2) Подумайте, какова цель нашего путешествия (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3) Об особенностях природы Африки. О природных «рекордсменах» материка. О закономерностях изменения природы на материке. О том, что такое оазис. О том, как выглядят жители Африки. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Бывает ли в Африке холодно - И так своё путешествие по Африке мы начнём Верно с Географического положения материка. (слайд3) План ГП. 1. Размеры. 2. Океаны и моря омывающие материк. 3. Соседние материки Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка. Задания по группам: 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Африки 4 группа – Особенности растительного и животного мира Африки.

    Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.

    Оазисы. 5 группа – Население материка. Слово предоставляется представителям из групп. Во время рассказа 4 группы показ презентаций учениками: Гориллы, Баобаб Давайте немножко отдохнём. Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Покорчим рожи. Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке. Рисование носом. Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом. Раскрашивание. Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов. Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

    Экономический район - это территориально связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

    Приро́дная зо́на (греч. zone - «пояс»), физико-географическая зона - часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это - климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир.

    Большой круг - круг, получаемый при сечении шара плоскостью, проходящей через его центр. Диаметр любого большого круга совпадает с диаметром сферы, поэтому все большие круги имеют одинаковый периметр и один центр, совпадающий с центром шара.

    По часово́й стре́лке и про́тив часово́й стре́лки - обозначения наблюдаемого направления вращения путём сравнения с направлением вращения стрелок часов, которое, в свою очередь, совпадает с направлением движения тени горизонтальных солнечных часов (расположенных в северном полушарии Земли) и самого солнца по небу (в северном полушарии).

    При этом можно мысленно называть соседей экономического района или повторить береговую линию какого-либо материка.

    Измерение длины береговой линии - одна из краеугольных задач фрактальной геометрии.

    Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Бывает ли в Африке холодно Целеполагание. Отвечают на вопросы Работают с физической картой полушарий и учебником. Ученик у доски даёт характеристику ГП. Учащиеся отмечают на ккарте океаны и моря. Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в ккартах. Задают дополнительные вопросы. Выполняют упражнения Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно... КоммуникативныеРегулятивные УУДпроявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. 4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. 1.Какое место по площади занимает Африка 2.Частью, каких океанов являются моря, омывающие Африку 3. Как называется высочайшая вершина материка 4.Самая длинная река Африки 5.Озёра рекордсмены 6. Почему на материке жаркий климат Кака он изменяется с удалением от экватора 7.Что такое лианы 8.Как называются тропические степи Африки 9Что такое оазис По каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы Отвечают на вопросы Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. 5.Этап подведения итогов Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. Выставление оценок за урок 6.Этап рефлексии Цель:организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. Беседа с учащимися Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … 4) Мне очень понравилось…. 5) Мне не понравилось…. 6) Я бы хотел изменить…. 7) Все ли мы учебные Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. 7. Этап информации о домашнем задании Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. П.22. вопр стр.119, Отметить на контурной карте географические объекты По желанию составить кроссворды по теме « Африка» Записывают дз. 3.Самоанализ урока географии: Тема урока: «Путешествие по Африке». Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Цель урока: Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки. Задачи: Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Методы и приёмы работы: словесные, наглядные, практические; методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение; методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности; информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой. Планируемые результаты: Предметные результаты: Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития. Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные результаты: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме. Формируемые УУД: Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Оборудование: Учебник «География» 5 класс Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевскиий; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта. Методы  и  формы  обучения:  иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский (фронтальная беседа, работа с ЭОР, работа с картами, практическая работа).

    В романе австралийского писателя Гордона Риса «Мыши» (Allen and Unwin, 2010) прослеживается трансформация двух женщин, «серых мышек» по своему характеру, которые становятся внезапно решительными и жестокими, когда их жизнь оказывается под угрозой. Писатель использует тему безупречного заполнения контурных карт как характеристику добросовестности отношения героини к учёбе («раскрашивали контурные карты, как если бы это был потолок Сикстинской капеллы»).

    Образовательные  ресурсы:  Интернет – ресурсы (ЭОРы),   презентации учащихся. Оборудование:  персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интернет. Организационная структура урока Этапы урока соблюдались. 1.

    Организационная структура (англ. Organizational structure) - документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.

    Организационный  момент. Прошёл  быстро,  эмоционально,  психологически  и  мотивационно  подготовил  учеников к  успешной  работе  на  уроке. 2. Актуализация знаний. Использовались  приёмы  повторения  ранее  изученных  учебных  действий  и  знаний. Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Использование  УУД,  общеучебные - воспроизведение  информации  по  памяти, регулятивные - планировать свою деятельность под руководством учителя,  коммуникативные – возможность  оценивания  работы  своих  товарищей. 3. Этап изучения новых знаний и способов действий. Сообщение  темы  урока, (целей) проводилась  с  учётом  выделенных  учителем  ориентиров,  дети  сами  пытались  определить  цели  урока (целеполагание),(регулятивные  УУД).  При  объяснении  нового  материала  проводилась  частично - поисковая  работа (познавательные  УУД);  поиск,  выделение  информации  из  текста (коммуникативные  УУД),  выделения  материала,  соответствующего  конкретно-поставленному  вопросу (логические  УУД ).  Для  активизации  учебно – познавательной  компетенции  использовались  ТСО,  ИКТ,  физкультминутка, что  способствовало  развитию  слуховой  памяти,  закреплению  эмоционально – положительной  атмосферы  урока, (здоровьесберегающие  технологии).Осуществлялась  связь  с  другими  предметами: историей,  литературой, краеведением. 4 и 5. При  закреплении  нового  материала  проводилась  практическая работа по контурным картам и атласу, отвечали на вопросы по пройденной теме. 6.Рефлексия  проводилась в виде беседы с учащимися, предлагалось дополнить предложения, учащиеся делились впечатлениями от проделанной работы, отмечали трудности, которые у них возникли в ходе урока. Осуществляемый  на  всех  этапах  урока  контроль  и  рефлексия  показали,  что  цель  урока достигнута. 7. Домашнее  задание: прокомментировано, даны инструкции по заполнению в тетради таблицы «Великие географические открытия», используя текст параграфа и карты атласа.