Урок литературы в 7 классе" М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов


Скачать 44.28 Kb.


Дата30.01.2019
Размер44.28 Kb.

Скачать 44.28 Kb.

Конспект урока по литературе № Дата

Класс: 7

Учитель: Малыхина Т.А.

Тема: М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

Учитель: Малыхина Т.А.

Цель:   Организовать деятельность учащихся по выявлению в тексте средств выразительности, помогающих показать характеры персонажей в сказке.

 Задачи:

Общеучебные:

  1. Развитие умения определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

Формирование умения выявлять жанровые особенности сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; умение осознанно строить речевое высказывание.

Личностные УУД – умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, ориентация в межличностных отношениях, действие смыслообразования.

Познавательные:

1.       Совершенствование умений учащихся понимать значение и роль художественных приемов создания персонажа; поиск и выделение необходимой информации.

2.      Воспитание наблюдательности, трудолюбия.

Коммуникативные:

  1. Развитие устной монологической речи, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки;

  2.  Продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.

 Виды учебной деятельности:

  1. Работа с литературоведческими терминами.

  2. Анализ отрывков художественного произведения

  3. Составление плана ( простого и цитатного)

  4. Характеристика героев.

  5. Работа над литературоведческими терминами.

 Технологии, методы обучения, формы организации познавательной деятельности:

  1. Элементы технологии дифференцированного обучения.

  2. Репродуктивный метод.

  3. Частично – поисковый метод.

  4. Коллективное обучение (работа в группах)

 Планируемые образовательные результаты.

Научатся: определять в тексте литературные приемы и средства, оперируя теоретическими понятиями;

Получат возможность: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации.

Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации.

Ход урока.

I.Мотивация и целеполагание.

Стадия вызова (учащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока, исходя из темы урока)

1.Что знаем по теме урока? 

- прочитали сказку;

- знаем автора сказки;
- знакомы с определением жанра “сказки”;
- знакомы с понятиями “сатира”,  “юмор”, «гипербола», «сарказм», «ирония», «олицетворение».

2. Что должны узнать?

- какие нравственные пороки общества изобразил автор?
- каковы особенности сказки “ Повесть о том…”: (анализ текста; определение жанровых особенностей и своеобразия языка сказки);
- характер героев;

- какие приемы  использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать  жанровые особенности сказки;

- с какой целью противопоставил генералов и мужика.

 II. Реализация домашнего задания. 

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

На сегодняшнем нашем уроке мы познакомимся с замечательным писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым и его произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1) Выступление подготовленного ученика.

Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

Детство писателя:

Родился в январе 1826г. В селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.

Учёба. К шести годам был обучен французскому и немецкому языку. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет). На одном из курсов был объявлен продолжателем Пушкина. С1844г. Служит чиновником в канцелярии военного министерства Входит в кружок, созданный Михаилом Васильевичем Петрашевским русским революционером.

Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения.

За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки – итог многолетних наблюдений писател.

Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.

2) Проверка домашнего задания. Тестирование по содержанию сказки.

Тест по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) в результате кораблекрушения 2) по щучьему велению, по моему хотению

3) с помощью волшебника

2. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1). На Подьяческой.2). На Фонтанке.3). На Литейной.

3. В чем мужик варил суп?

1) в котелке 2) в пригоршне 3) в кокосовой скорлупке

4. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду» 2) «Московские ведомости» 3) «Московское обозрение»

5. Как повел себя мужик, увидев генералов?

1) «дал стрекоча» 2) поклонился 3) начал им прислуживать

6. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1)в мундирах 2) в ночных рубашках 3) раздетые

7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) пуговицу 2) орден 3) тапочки

8. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) все время спать 2) научиться работать 3) найти мужика

9. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) из собственных волос 2) из собственной рубахи 3) из собственных лаптей

10. Как генералы вернулись домой?

1) заснули и проснулись дома 2) их спасли случайно 3) мужик построил корабль

11. Какой из двух генералов был умнее?

1) тот, кто был учителем каллиграфии 2) тот, кто был учителем географии

3) тот, кто вообще не был учителем

12. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) цепью приковали 2) верёвочкой привязали 3) он остался сам

13 Чем генералы наградили мужика?

1) бутылкой пива 2) медалью 3) рюмкой водки и пятаком

14. Что произошло с генералами в конце сказки?

1) поехали в казначейство 2) поехали в департамент 3) легли спать

15. Чем мужик устлал дно лодки?

1) лебяжьим пухом 2) сеном 3) травой


Ответы:

1.2) 8.3)

2.1) 9.1)

3.2) 10. 3)

4.2) 11. 1)

5.1) 3) 12.2)

6.2) 13. 3)

7.2) 14.1)

15. 1)


III. Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

- Что такое сатира? (Раздаточный материал)

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности, нравственные пороки общества.

Обличать  Высказывая правду, порицая, разоблачать ( какие-н. Темные, отрицательные явления, вредное,преступное). Обличать злоупотребления. Обличать взяточников.  Обличать политических врагов. 2. Что. Обнаруживать, показывать, раскрывать.

Порок, порока, м. 1. Предосудительный недостаток, позорящее свойство характера. 2. Безнравственное поведение, разврат (книжн.);
 
недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; наклонность к худу, к дурной жизни. 

Порок- от порочный, плохой, ущербный. Нравственный порок- это неправильная позиция по какому- то важному и другому, чем принято обществом пункту морали, поведению, образу жизни.. .

-Основными приемами сатиры является:

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе ( генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение ( птица в том самом виде родится, в каком её к столу подают)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде( сцена остервенения генералов)

- О чём, используя средства выразительности, хотел сказать Салтыков – Щедрин в своей сказке?

Физкультминутка.

IV. Работа в группах ( характеристика образов ). ( Раздаточный материал.) (Использовать текст обязательно!)

    1. группа

Характеристика мужика

1.Портрет мужика.

2. Характер мужика (положительные черты: мастер на все руки, трудолюбивый, находчивый, ловкий; отрицательные черты: забитый, робкий, покорный, терпит оскорбления)

3.Отношение генералов к мужику.

4.Отношение мужика к генералам.

5. Как автор относится к своему герою?

6. Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? 7.-Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

2 группа

Характеристика генералов

1.Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (должность, место жительства, материальное состояние)

2.Черты характера генералов(отрицательные: ограниченность, легкомысленность, глупость, неприспособленность к жизни, бедный словарный запас, неблагодарность, лень)

  1. Каково отношение генералов к мужику?

  2. Каково отношение автора к генералам?

  3. Могли ли такие генералы существовать на самом деле?

  4. Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов?

Учитель: Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза) . Кто выигрывает от этого сравнения?

V.Особенности жанра «Повести...»
Задания:

  • Найдите в «Повести...» сказочные выражения. Определите их роль.

  • В чем особенность употребления сказочных формул в произведении Салтыкова-Щедрина? Запишем выражения на доске.

I)Жили да были два генерала, и так как оба быхи легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

  1. Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды...

  1. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

  1. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

  2. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

  3. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл.

Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению...». Выражение «сказано - сделано» несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось.

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой. Потому что мужик всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, он не может оценить свой труд.

Учитель. Здесь на место сказки приходит реальность – то, что особенно трогало и волновало сатирика. А именно: низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные права.

Как гражданин и патриот Салтыков - Щедрин страдал от того, что народ не понимает своей важности в государственной системе. Своей сказкой сатирик наглядно показал, сколько еще генералов готово вскочить на шею раскрепощенному мужику и продиктовать им после реформы свои условия жизни.


VI. Работа над иллюстрациями художников.

Перед вами иллюстрации художников. Какой эпизод изображен в иллюстрации? Так ли себе вы представляли эпизоды и героев? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы?

1 ряд. Работа над илл. Кукрыниксы

2 ряд. Работа над илл. Н.Муратова

3 ряд. Работа над илл. М.Черемных

  1. Ответы учащихся.


VII. Подведение итогов. Оценивание.

-Что должны были узнать? Что узнали?  

- В чём же смысл противопоставления генералов и мужика?

Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может.
Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства.

VIII. Рефлексия: закончи фразу

Я узнал….

Я задумался…

Я понял…

Я согласен/ не согласен

Я испытал чувства….

IX. Д/З Подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».











Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

Скачивание материала начнется через 60 сек.
А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
(Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Узнать подробнее
  • Другое

Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница



Урок литературы в 7 классе" М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов

Скачать 44.28 Kb.