Урок на тему: «Национальный и религиозный состав населения России».

  • Задачи: - образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны , языковые семьи
  • Оборудование
  • Тип урока
  • Ход урока.
  • . Проверка домашнего задания. Учитель
  • Географический диктант по теме « Численность населения
  • Учитель
  • - « Национальный и религиозный состав населения России»
  • 4.Изучение новой темы.
  • 2 вопрос.Учитель

  • Скачать 85.86 Kb.


    Дата29.09.2017
    Размер85.86 Kb.

    Скачать 85.86 Kb.

    План – конспект урока географии в 9 классе


    Учитель географии МБОУ лицей № 3: Калиничева И.И.
    Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

    Цели: познакомить учащихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.
    Задачи:
    - образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы;

    Конспект урока - подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

    Языкова́я система́тика - вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты - языки, диалекты и группы языков. Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков.

    Население России Население России - состав жителей, населяющих территорию России. На 1 января 2017 года по оценке Росстата в России было 146 804 372 постоянных жителей. Благодаря чему страна занимает девятое место в мире по численности населения.

    Населе́ние (народонаселение) в демографии - совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.

    познакомить с национальным составом населения Республики Коми;

    Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) - субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района.



    - развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

    - воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

    Оборудование:

    карты: политико-административная, народы России;

    Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.

    учебник А.Е.Домогацкий «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: «Русское слово», 2013 г; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.
    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Этапы урока:

    Организационный момент.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Актуализация знаний.

    3. Изучение новой темы.

    4. Обобщение и закрепление знаний.

    5. Домашнее задание.

    6. Итог урока.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    ( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

    Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

    Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

    2. Проверка домашнего задания.

    Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

    Географический диктант по теме « Численность населения России».

    Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

    Демогра́фия (др.-греч. δῆμος - народ, др.-греч. γράφω - пишу) - наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

    1. Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)

    2. В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)

    3. Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)

    4. Естественный прирост – это ________________________________________________

    5. ( разница между рождаемостью и смертностью).

    1. Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).

      Естественный прирост населения (ЕП) - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени; основа роста численности населения.

    2. Естественная убыль населения называется _____________________ ( депопуляцией)

    3. Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).

    4. Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).

    5. Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).

    10.Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

    (Северный Кавказ).

    ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

    Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.(слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).

    ( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

    Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

    Тема урока- « Национальный и религиозный состав населения России»

    ( слайд №2 с темой урока).( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

    3.Актуализация знаний.

    Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

    Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)


    1. Россия – многонациональная страна.

    2.Национальный и религиозный состав населения России.

    3.Языковые семьи и группы. Религии.

    4.Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.

    5.Закрепление.


    4.Изучение новой темы.

    1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля.

    Between the Worlds - второй оригинальный альбом фолк-метал-группы Alkonost, изданный в 2004 году.

    И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

    Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиесяназывают страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и обычаи населения Северного Кавказа).

    Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают втетради).

    С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

    Взгляните на карту народов России ( атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

    Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

    2 вопрос.Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой.

    Визитная карточка (визитка) - традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. Изготавливается из бумаги, картона или пластика небольшого формата, существует также вариант CD-визитки, выполненный на уменьшенной до 50×90 мм поверхности CD-диска.

    По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи? (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

    (слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)
    - индоевропейская – 89% населения,
    - алтайская - 7%,
    - уральская – 2%,
    - кавказская – 2%.
    ( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).
    Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)

    - Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

    Индоевропе́йские языки́ - самая распространённая в мире языковая семья. Представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд. Согласно воззрениям некоторых современных языковедов, является частью макросемьи ностратических языков.


    - Какие народы называют братьями-славянами и почему?

    И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают напоставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

    Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиесяработают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечаютна поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

    Многочисленные народы: русские – 80%
    татары – 3.7%
    украинцы – 3%
    чуваши – 1.2%
    чеченцы
    армяне

    Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

    Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалахи записывают в тетрадь).

    Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

    Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения.

    Язык межнационального общения - язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения. Например, в большинстве случаев в качестве средства общения между представителями разных этносов в России используется русский язык.

    Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

    Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

    Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.

    Коренны́е наро́ды - народы, которые обитали на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест.

    (обучающиеся записываютопределение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

    ( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

    1. Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.

    2. Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.

    3. Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?

    4. Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

      Евро́па - часть света в Северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население примерно (на 2013 г.) 742,5 млн. человек (порядка 10 % населения Земли).

      Европейская часть России Европейская часть России - часть России, географически относящаяся к Восточной Европе. Её границей являются Уральские горы, граница с Казахстаном и реки Кума и Маныч.

    Назовите основные религии, которые исповедует население России.(обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

    Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

    Мировая религия - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

    (слайд №7)

    Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

    - историческое формирование и заселение территории страны;
    - внешние миграции.

    Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

    Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

    Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ.

    Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

    Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.
    В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов.

    Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы Севера) - народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

    Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

    3 вопрос. Учитель: мы проживаем на территории Республики Коми. Какой народ является титульным для этой республики? (ответы обучающихся – коми). К какой языковой семье и группе относятся коми?(обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают напоставленный вопрос). Доля населения коми в республике составляет около 25% ( обучающиеся записывают данные в тетради) Какие народы еще проживают на территории республики? ( анализируют статистический материал «Национальный состав населения Республики Коми, записывают данные в тетради) (слайд №9). Какие народы проживают на территории нашего города? На территории Интинского района проживает около 70-ти национальностей, в т.ч. русские -60%, украинцы- 13%, коми-9%.

    Посмотрите на таблицу в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос).

    Какие же причины определили национальный состав населения республики? (обучающиеся отвечают, учитель обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)

    - сталинские репрессии;
    - освоение и добыча полезных ископаемых;

    Ста́линские репре́ссии - массовые политические репрессии, осуществлявшиеся в СССР в период сталинизма (конец 1920-х - начало 1950-х годов). Количество непосредственных жертв репрессий (лиц, приговорённых за политические (контрреволюционные) преступления к смертной казни или лишению свободы, выселенных, сосланных) исчисляется несколькими миллионами.

    Добыча полезных ископаемых Добы́ча поле́зных ископа́емых - процесс извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств. Добыча полезных ископаемых относится к первичному сектору экономики.


    - внутренние миграции.

    Как вы думаете, почему у нас в республике, нашем городе не возникают сложные национальные конфликты? (ответы обучающихся).

    Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах спечатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

    Содержание проверочной работы:

    1. Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

    а) алтайской б) индоевропейской в) уральской
    2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:
    а) карелы б) белорусы в) якуты
    3. Второй по численности народ России – это
    а) украинцы б) башкиры в) татары
    4. Народ европейской части России- это
    а) буряты б) тувинцы в) коми
    5. К какой группе относятся коми?
    а) славянской б) монгольской в) фино-угорской
    Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

    Итог урока.

    Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?
    - Что нового для себя вы узнали?
    -Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

    ( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)
    Учитель задает домашнее задание - параграф 6, внимательно прочитать, составить кроссворд «Население России», не менее 15 слов с вопросами.

    Многонациональное государство или полиэтническое государство - государство, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США).

    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

    ( обучающиеся записывают домашнее задание в дневник).

    ( учитель выставляет отметки и комментарует)
    Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

    Спасибо за работу.