Урок обобщение пройденного по разделу "Лексика" 5 класс

  • Тема: "С русским языком
  • Цели и задачи
  • Ход урока
  • Средней Сибири
  • Домашнее задание

  • Скачать 70.79 Kb.


    Дата27.09.2017
    Размер70.79 Kb.
    ТипУрок обобщение пройденного по разделу "Лексика"

    Скачать 70.79 Kb.

    Урок русского языка

    Краткое описание: Урок-обобщение пройденного по разделу "Лексика". Применение различных форм урока. Этимологический анализ слова, инсценирование, распределительный диктант, отгадывание загадок, составление предложений, работа за компьютером.

    Тема:русским языком можно творить чудеса...".

    Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
    Урок- обобщение, 5 класс.

    Эпиграф: С русским языком можно творить чудеса, нет ничего

    такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы

    передать словом. К.Паустовский.

    Цели и задачи.

    -Воспитание любви к родному языку, бережного отношения к слову.

    -Обобщение и систематизация знаний по теме “Лексика”.

    -Развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

    Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
    Родной язык Родно́й язы́к - одно из важнейших понятий социолингвистики и этнологии, которое в настоящее время приобрело междисциплинарный статус. Как и многие другие «естественные» понятия, представление о «родном языке» в науке формализуется по-разному, в зависимости от того, какой признак прототипического «родного языка» выдвигается на передний план.
    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    Оборудование: компьютер, проекторная доска, тестовые задания

    Ход урока

    Вступительное слово учителя.

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране, которая называется “Лексика”.

    Недавно мы с вами закончили знакомиться с этим разделом, и целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика» и проведение исследования..

    Поплывём мы с вами в эту чудесную страну на корабле Знаний. Ребята, а кто знает, почему морское судно, на котором мы с вами поплывём, назвали кораблём, и почему в корне после буквы «ка» пишется о?

    Су́дно - плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Определение включает в себя как самоходные, так и несамоходные плавучие сооружения.
    Запишем это слово на доске и в тетрадях и обратимся за помощью к этимологическому словарю.

    «Этимологическая страничка».

    Корабль- ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой (корка, корочка).

    Корабль, корабь, короб, корыто, кора (корка, корочка)- родственные слова.

    Чтобы наше путешествие было успешным , необходимо иметь лингвистическое здоровье. Эпиграфом урока станут слова известного русского писателя К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом».

    Компасом будут служить ваши знания

    Для начала вспомним:

    - Что такое Лексика?

    (Это словарный состав языка).

    Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός - «относящийся к слову», от ἡ λέξις - «слово», «оборот речи») - совокупность слов того или иного языка, части языка и которые знает тот или иной человек или группа людей.

    - Что такое лексикон? (Запас слов, лексика)

    Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.

    Инсценированное чтение стихотворения по ролям.

    Ученица:

    Заранее, заранее всё было решено:

    У школьников собрание, потом у них кино.

    Домой придёт мой старший брат,

    Он мне расскажет всё подряд,

    Он объяснит мне, что к чему,

    А я большая! Я пойму.

    И вот он начал свой рассказ:

    Ученик:

    - Они ползут, а он им – раз!

    А тут как раз она ползла.

    А он как даст ему со зла!

    Они ей – раз! Она им – раз!

    Но тут как раз её он спас,

    Он был с ней заодно…

    Ученица:

    Ух, сильное кино!

    Нет, видно, я ещё мала:

    Я ничего не поняла!

    - Ребята, а вы поняли о чём это кино?

    Вывод: У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

    Познакомимся с картой путешествия, рассмотрим карту страны Лексика и познакомимся с городами и со словами, которые там встречаются.

    Начнём путешествие с города, где живут однозначные и многозначные слова.

    - Какие слова мы называем однозначными, а какие многозначными?

    (Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение.

    Многозначные слова имеют несколько значений).

    Жители города Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться. Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное слово.

    Сло́во - одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
    Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

    1. Мы получили право путешествовать по земле острова. (земля – территория)

    2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

    3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

    4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

    5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

    Работа по вариантам.

    1 вариант – фонетически разобрать слово родимую.

    2 варинт - синтаксически разобрать 4 предложение.

    А теперь мы подходим к городу, где живут слова с Прямым и переносным значением.

    - Что такое прямое и переносное значение слова?

    Лекси́ческое значе́ние - соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д.

    (1. Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится

    с явлениями объективной действительности.

    2. Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства).



    РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

    Тяжесть багажа - тяжесть утраты.

    Гибкость ума – гибкость ветки.

    Каменное сердце – каменные груды.

    Зрелые плоды – зрелый человек.

    Строить мост – строить планы.

    Золотые руки - золотое кольцо.

    Хранить ценности – хранить молчание.

    В левую колонку выписать словосочетания с прямым значением, а в правую - с переносным значением.

    - Знакомство с жителями следующего города проведём за компьютерами. Сначала ответьте на вопросы:

    Что такое эпиграф?

    (Каждый эпиграф отражает определенную микротему текста, а некоторые раскрывают качества человеческого характера. В этом заключается новаторство и гениальность автора произведения).

    Как вы понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

    Что такое антонимы?

    (Это слова, противоположные по значению)

    Отгадать загадки.

    1. Я антоним к слову лето,

    В шубу снежную одета,

    Хоть люблю мороз сама,

    Потому что я … (зима).

    2. Я антоним к слову смех,

    Не от радости, утех —

    Я бываю поневоле

    От несчастья и от боли.

    От обиды, неудач.

    Догадались? Это … (плач).

    3. Я антоним к слову зной,

    Я в лесу, в тени густой

    И в бутылке лимонада,

    А зовут меня … (прохлада).

    4. Я антоним шума, стука,

    Без меня вам ночью мука.

    Да и в школе я нужна.

    Называюсь … (тишина).

    Физминутка.

    Буратино потянулся (подтягиваются),

    Раз нагнулся, два нагнулся (наклоняются вперёд).

    Руки в сторону развёл(разводят руки),

    Ключик видно не нашёл (пожимают плечами).

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать ( встают на носочки).

    Продолжаем путешествие по стране Лексика..

    -Что такое синонимы?

    (Это слова, близкие друг другу по значению).

    Подберите к словам синонимы. .

    Друг – (приятель, товарищг)

    Отважный – (отважный, храбрый )

    Добрый – добродушный, сердечный, гуманный )

    - Что такое омонимы?

    (Это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию).

    Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.

    Учитель: Встретились два друга: Сашка и Матвей.

    Инсценирование.

    Сашка: – А у меня дома овсянка!

    Матвей: – Подумаешь. У меня дома тоже овсянка.

    Люблю овсянку!

    - И я люблю! –

    Она жёлтая, красивая такая!

    И вкусная. Особенно с молоком!

    Как это – вкусная! Как это – с молоком?

    Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

    Да ты про что говоришь?!

    Как это – про что? Про овсянку!

    Про какую овсянку?

    Про обыкновенную овсянку.

    Обыкновенная овсянка (лат. Emberiza citrinella) - мелкая птица семейства овсянковых, хорошо узнаваемая по яркому золотисто-жёлтому оперению на голове и груди. Природная область распространения - умеренные широты Европы и Азии, где овсянка ведёт оседлый образ жизни либо в холодные зимы откочёвывает в южные части ареала.
    А ты про какую?

    И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

    Каша песни пела?!

    Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать.

    Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

    - Итак, ребята, о каких омонимах идёт речь? (Овсянка – каша и овсянка – птица Средней Сибири.)

    Завершает наше путешествие ТЕСТ.

    1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

    А) каменное сердце

    Б) каменное здание

    В) золотые серьги

    2.

    Сре́дняя Сиби́рь - физико-географическая страна, расположенная в Северной Азии между долиной Енисея с запада, Верхоянским хребтом с востока, берегами Карского моря и моря Лаптевых с севера и горами Южной Сибири с юга.
    Здание Зда́ние, синоним: дом - разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких как проживание (жилище), хозяйственная или иная деятельность людей, размещение производства, хранение продукции или содержание животных.
    Найдите многозначное слово:

    А) звезда

    Б) самолет

    В) композитор

    3. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:

    Бросать, кидать, ловить

    4. Найдите лишнее слово:

    А) Водный

    Б) Водяной

    В) Водитель

    Г) Наводнение

    Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране Лексика.

    Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

    ИТОГ.

    - Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, а в художественных произведениях эпиграфы?

    (Чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной, понять основную мысль произведений и авторскую позицию)

    Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

    Домашнее задание: Выписать из художественных текстов 3 предложения с переносным значением слов. Найти в Толковом словаре 3 многозначных слова, составить с ними предложения.

    Толко́вый слова́рь (англ. explanatory dictionary) - одноязычный словарь, со­дер­жа­щий в себе слова, рас­положен­ные в алфавитном порядке, с крат­ким опи­са­­нием того, что эти слова оз­на­чают и, час­то, со­про­вождаю­щий толкова­ние слов при­ме­ра­ми их ис­поль­зо­ва­ния.
    Дать толкование эпиграфу по ранее изученным художественным произведениям (устно). Подобрать по 3 пары синонимов. Подобрать по 3 пары антонимов.