Урок по русскому языку "Части речи"

  • Самарской области

  • Скачать 55.24 Kb.


    Дата16.10.2017
    Размер55.24 Kb.

    Скачать 55.24 Kb.

    Урок по русскому языку «Части речи» подготовила учитель начальных классов первой категории ГБОУ СОШ им. Е.М.

    Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

    Зеленова Красноярского района Самарской области Буйлова Ольга Юрьевна Слайд 1 Тема урока: Части речи. Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь;

    Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

    О́льга Ю́рьевна (в постриге Евфросинья) (ум. 4 июля 1182) - суздальская княжна, дочь Юрия Долгорукого, и галицкая княгиня, жена (с 1150 года) князя Ярослава Осмомысла, мать Владимира Ярославича.

    Самарская область Сама́рская о́бласть - субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

    Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

    оценивать результаты своей деятельности. Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют умение распознавать части речи; работы с таблицей; работы со справочным материалом; определять в слове наличие изученных орфограмм. Характеристика деятельности учащихся: узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация по материалам урока; запись на доске вопросов, на которые отвечают части речи, прикрытая осенними листьями и рисунок осины под которой лежат разноцветные опавшие листья; 15 наборов слов, 30 индивидуальных карточек, 30 карточек для самостоятельной работы, 30 карточек с тестом; 15 комплектов справочного материала; 6 листов, 6 наборов фломастеров. 1 Организационный момент - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года -Осень.

    Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

    - Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения: Слайд 2 Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает. –Назовите осенние месяцы. 2 Минутка чистописания: -Запишите названия этих месяцев, вставьте пропущенные буквы. Слайд 3 с_ентябрь _ктябрь н_ябрь 3.Тема урока - Какие красивые листочки слетели с деревьев. Проверьте, что под ними спряталось ( кто что какой какая какое что делает что сделает что делают) - Предположите тему нашего урока (На эти вопросы отвечают части речи, значит тема урока – «Части речи».) Слайд 4 4.Постановка цели урока. -Что такое части речи Что вы о них знаете - Сформулируйте задачи урока: чему вы будете учиться (Распознавать части речи) Слайд 5 5. Работа над темой урока. 1)Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила на стол, но их перепутал ворвавшийся ветер! Ребята, помогите мне разделить их на группы. Эти слова у вас на столе в конверте. Держите в памяти учебную задачу урока. Работайте парами. Осень иней дождливая холодный дуть моросит мы она Фронтальная проверка. - Как разделили слова Осень иней дождливая холодный дуть моросит мы он -Как называется группа слов Как вы определили какая это часть речи Что вы о них знаете(Существительные , прилагательные, глаголы, местоимения.

    Местоиме́ние (лат. pronomen) - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    ) 2)-Подберите и запишите слова данных частей речи на тему осени. Соорентироваться в мире слов вам может помочь иллюстрация на доске. Работаем на индивидуальных карточках. Слайд 6 Имя существительное: Имя прилагательное: Глагол: Местоимение: Взаимопроверка. -Что обозначают имена существительные На какие вопросы отвечают -Что обозначают имена прилагательные На какие вопросы отвечают -Что обозначают глаголы На какие вопросы отвечают - На что указывают местоимения На какие вопросы отвечают 3) - Прочитайте стихотворение.

    Имя существи́тельное (или просто существительное) - самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.

    Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму.

    Догадайтесь, вместо каких существительных используются местоимения. Слайд 7 Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной. И к тебе идёт, оно Срок прошёл – плывёт она Розовой жар-птицей. В пелене тумана, А стемнеет – он придёт: Круглолица и грустна, Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна. Фронтальная проверка. Интеграция с уроком окружающего мира. Подготовленный ученик дополняет ответ информацией. В период, когда день короче ночи, который продолжается приблизительно от осеннего до весеннего равноденствия, Солнце восходит южнее востока и заходит южнее запада.

    Равноде́нствие - астрономическое явление, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор.

    Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается Солнцем. По мере движения Луны мы видим то большую, то меньшую часть освещенной поверхности Луны. 6. Физминутка. Дождик. Слайд 8 7. –Этот осенний дождь смыл слова. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных имён существительных и подходящих по смыслу имён прилагательных. Вставьте пропущенные буквы. Слайд 9 Самостоятельная работа. Румяное ябл_ко, ____________________т_варищ, _____________ м_розец, __________ вет_р, ______________ к_ртина, _______________ л_пата, _______________ д_рога, ___________ обл_ко. Самопроверка. - Какая орфограмма встретилась, при постановке пропущенных букв ( Безударная гласная в корне непроверяемая ударением или словарные слова.) -Воспользуйтесь словарём в учебнике с.150-151. 8. 1)Составьте и запишите в рабочую тетрадь предложение с любим словосочетанием. Надпишите над словами части речи. Фронтальная проверка. 2)Упражнение. Восстановите текст. Слайд 10 Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка … ведром воды. Он … смог пройти мимо. Мальчик помог ей … услышал «спасибо». -Вам легко было понять предложения в тексте. Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Он смог пройти мимо. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо». 3)- Как вы думаете существуют ещё другие части речи, корме тех, о которых мы сегодня говорили Слайд 11 - Слова в, на, о, к Не И, а, но. Как они называются Посовещайтесь парами. Используйте справочный материал на парте. Проверка –Сделайте вывод. (Это служебные части речи.

    Служе́бные слова́ - лексически несамостоятельные слова, не имеющие в языке номинативной функции (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений.

    Они служат для связи слов в предложении.) 11.Тест. Слайд 12 - Соедините линией название части речи с частью речи. Имя существительное Новый, Имя прилагательное тает. землю, Глагол долгожданный Местоимение не лежит Предлог выпал Частица и он Союз снег на - Какое предложение можно составить из этих слов (Новый, долгожданный снег выпал на землю, он лежит и не тает.) Слайд 13 9. Физминутка. Прогулка по осеннему лесу. - Отдохнём, погуляем по осеннему лесу. Выполняйте движения, слушая слова. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета. - Мы шагаем по лесной тропинке, под нашими ногами шуршит опавшая листва, прибавляем шаг, бежим. Теперь замедляем бег и останавливаемся. Перед нами молодая осинка, мы протягиваем руку вверх, поднимаемся на цыпочках, чтобы достать разноцветный листик клёна. Достали. Какой он красивый! А теперь наше внимание привлекает, упавший на землю, большой жёлудь. Присядем, подберём его. Сядем на пенёк (свой стульчик),закроем глаза и представим. В лесу осиновом Дрожат осинки, Срывает ветер С осин косынки. С осинок ветер Косынки сбросил — В лесу осиновом Наступила осень. 10.Работа с таблицей. Минипроект. Слайд 14 -Работаем с учебником с. 53. Рассмотрите таблицу. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Приведите примеры. Можете оформить на листе бумаги или презентовать как-то иначе. Работаем группой. Защита мини-проектов. 12.Рефлексия. - Посмотрите, сколько листочков упало с нашего дерева. Я предлагаю сохранить их на память о нашей встрече. Мне было интересно, я активно работал - красный листочек; Мне понравилось, но работал я не очень активно - жёлтый; Я работал без интереса - зелёный. 11.Домашнее задание. - Переверните листочек. Там записано дом. задание разных видов сложности. Выбери подходящее для себя и выполни. Слайд 15 - Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спасибо за урок. До свидания. Название документа презентация к уроку.pptx 1 из 16 Описание презентации по отдельным слайдам: № слайда 1 Описание слайда: Доброе утро № слайда 2 Описание слайда: Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает. № слайда 3 Описание слайда: с_нтябрь _ктябрь н_ябрь № слайда 4 Описание слайда: Части речи № слайда 5 Описание слайда: Распознавание частей речи № слайда 6 Описание слайда: № слайда 7 Описание слайда: Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной. И к тебе идёт, оно Срок прошёл – плывёт она Розовой жар-птицей. В пелене тумана, А стемнеет – он придёт: Круглолица и грустна, Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна. № слайда 8 Описание слайда: Физминутка. Дождик. № слайда 9 Описание слайда: Самостоятельная работа. Румяное ябл_ко, ______________ м_роз, _______________вет_р, ______________к_ртина, ______________обл_ко. № слайда 10 Описание слайда: Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка … ведром воды. Он … смог пройти мимо. Мальчик помог ей … услышал «спасибо». № слайда 11 Описание слайда: в на о к не и а но № слайда 12 Описание слайда: Соедините линией название части речи с частью речи. землю Имя существительное первый Имя прилагательное На Глагол снег. Местоимение не Предлог выпал Частица и Союз лежит Он тает. № слайда 13 Описание слайда: Физминутка. Прогулка по осеннему лесу. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета. № слайда 14 Описание слайда: Проект Что я знаю о частях речи № слайда 15 Описание слайда: Части речи и их значение Часть речи Что обозначает На какой вопрос отвечает Имя существительное Предмет кто что и др. Имя прилагательное Признак предмета какой какая какое И др. Глагол Действие предмета что делает что сделает что делают И др. Местоимение Указывает на предмет, но не называет его кто что и др. № слайда 16 Описание слайда: Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спасибо за урок. До свидания.