Урок по русскому языку на тему: "Изменение прилагательных по числам»"




Дата26.09.2017
Размер84.4 Kb.


Среднесрочное планирование

Цель: Создать условия для осознания и осмысления изучаемого материала через модули новой программы.

Тема, основные цели и результаты обучения.

Активные формы работы для улучшения обучения.

Как вы будете использовать ОдО.

Как вы будете вовлекать всех учеников в классе, включая ТиО

Как вы преодолеете трудности в обучении

Основные ресурсы

1урок

Тема: «Изменение прилагательных по числам»

Цель: способствовать ознакомлению с единственным и множественным числом имен прилагательных;

Мно́жественное число́ (часто используется сокращение мн. ч.) - грамматическое число, используемое при обозначении нескольких предметов, объединённых по какому-либо признаку (однородных предметов).
создать условия для развития речи, умения работать с текстом.
Развитие речи Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Знать: что имена прилагательные изменяются по числам.

Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму.

Уметь: определять число имен прилагательных, работать с текстом, работать в группах

Понимать: что имена прилагательные изменяются по числам.

Психологический настрой – клип «Солнышко» сопровождается словами учителя.

Сообщение темы. Постановка проблемного вопроса.

Чистописание. Словарная работа (работа с загадкой, выделение звука, запись словарных слов) Работа в парах.

Деление на группы путем разрезанной открытки. Выполнение задания Презентация к уроку. Блиц – опрос с открытыми и закрытыми вопросами. Диалог в группах в исследовательской работе с текстом.

Обобщение изученного материала в работе, в парах.

Оценка

Рефлексия урока: на стикерах уч-ся отмечают мнение об уроке.

.Просмотр







Комментарий к ответам учащихся.


Взаимопроверка



Взаимооценивание( как выполнена работа на флипчартах)



Словесное поощрение

Листы оценивания

Оценка учителя

Рефлексия урока: на стикерах уч-ся отмечают мнение об уроке.





Постановка проблемного вопроса



Через работу в группах



Преодоление барьеров




Через работу в группах





Создание коллаборативной среды, через тренинг (на сплочение коллектива и преодоление барьеров речи), правильно организовать работу в группах и парах, проведение физкультминуток для снятия напряжения


Разнообразие видов работы на уроке

Диалоговое обучение

Привлечение учащихся к процессу оценивания

Ноутбук клип «Солнышко»





Учебник, тетради,





Раздатки на листахА4 задания, картина Юона «Мартовское солнце», флипчарты, смайлики ноутбук. Презентация о весне.





Карточки с заданием на листе формата А4.

Листы оценивания

Стикеры



Урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам.

Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

Урок по русскому языку 2 класс

 

Тема: Изменение имён прилагательных по числам.

Цель: способствовать ознакомлению с единственным и множественным числом имён прилагательных; создать условия для развития речи, умения работать с текстом.

Задачи: 1. Создать условия для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умение определять число имен прилагательных.

2. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, мышление, речь, умение работать в группе.

Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Тип: изучение нового материала.

Методы: Частично – поисковый, практический

Ресурсы: карточки с заданием для работы в парах, группах, ноутбук(презентация на тему весны), листы оценивания.

Ход урока


I Психологический настрой

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях

II Сообщение темы урока

Проблемный вопрос

 Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи будем работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

III Минутка чистописания.

Словарная работа.

Отгадайте загадку:          

            Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

    -Что же это? (весна)

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. В в

Запишите по памяти  словарные слова  на букву в. Работа в парах     Взаимопроверка. (вдруг, весело, ветер, воробей, ворона)

IV. Орфографическая минутка. Работа в группах.

Деление на группы путем Разрезанной открытки._Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.__Собрав открытку, компания выбирает себе командное место.

     -Весна – замечательное и прекрасное время года.

Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.
В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как  это  происходит?

Составьте  слова  из  данных  слогов.  Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму(Вес, на, тра, ва, лан, дыш, теп, лый,пти,цы).Составление предложений. Формативное оценивание

ЛАНДЫШ

ТРАВА

ТЁПЛЫЙ

ПТИЦЫ

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. Презентация.

V. Введение в тему урока.

   -Обратите внимание на получившийся ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово.(тёплый)

   -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите  число  имен  существительных.  

Давайте  обобщим  наши  знания  об  имени  существительном.

Постановка проблемной ситуации.

Имя существи́тельное (или просто существительное) - самостоятельная часть речи, принадлежащая к категории имени и классу полнозначных лексем, может выступать в предложении в функциях подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово  тёплый  

 Скажите, а сможем ли мы определить число этого  слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи).

Сформулируйте тему урока. Какова же будет цель урока? 

 Вспомните, а что мы повторяли, разбор  каких  слов уже делали сегодня?

А могут  ли  изменяться  по  числам  прилагательные?

 Сегодня  мы  и  попытаемся  ответить  на  эти  вопросы.

  1. -Что мы уже знаем о прилагательном? 

Приём «Верные, неверные утверждения»

 А сейчас поиграем в игру  «Верно, неверно».

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы  какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?

  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?

  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?

  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?

  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

Самопроверка – таблица 

VI. Физминутка

Работа в группе. http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/Yuon_Martovskoe_solnce.jpg&mb=imgdb_preview_1764

- Этот текст описывает картину К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Прочитаем его.

На картине изображена _____ранняя________весна. ___яркое________солнце освещает деревню. По ___синему_______небу плывут _белые_________облака. __стройные____________берёзы и раскидистые_____________тополя тянут свои ветви к __голубому__________небу. Радуются _яркому________солнцу и теплу люди и животные. Весело бегут лошади по ____снежной______дорожке.

Резвится __молодой_________жеребёнок. Все почувствовали наступление _ранней__________весны.(ранняя, яркое, синему, белые,пушистые,стройные,красивые, яркому,снежной, утоптанной, молодой, красивый, ранней, поздней).

Слова какой части речи пропущены? Украсьте текст именами прилагательными, найдите, в классе размещены карточки со словами, вставьте их в текст. Выступление спикеров. Защита флипчартов. Формативное оценивание

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

    -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

2) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

    -Давайте понаблюдаем.

VII. Закрепление

  1. Работа в парах.

Возьмите карточки.

 Измените, прилагательные по числам, выделите окончание.

             Ед.ч.                                                                               Мн.ч.

 Берёза  (……….) кудрявая                                      ………… какие?  ……..

 Облако  (………..) пушистое                                  …………какие? ……...

  День (………..) тёплый                                          …………. какие?...........

Измените, прилагательные по числам, выделите окончание.

             Ед.ч.                                                                              Мн.ч.

 Река  (……….) быстрая                                      ………… какие?  ……..

 Озеро   (………..) прозрачное                              …………какие? ……...

  Пруд  (………..) мелкий                                       …………. какие?...........

Измените, прилагательные по числам, выделите окончание.

             Ед.ч.                                                                           Мн.ч.

 Бабочка  (……….) красивая                                  ………… какие?  …………

 Облако  (………..) белое                                        …………какие? ………….

  Колокольчик  (………..) синий                              …………. какие?..............

Итак, группы готовы. Подумайте над вопросами: изменяются ли имена прилагательные по числам,  на какие вопросы отвечают и какие окончания имеют?

- Какой вывод можете сделать? Формулировка правила и проверка его по учебнику. Составление кластера. Формативное оценивание

VIII. Рефлексия

 Упражнение 416 (стр. 156)

- Какие весна нам подарила подарки? В каком предложении выражена главная мысль?

-Как определить, в каком числе употреблено каждое имя прилагательное?

-Текст этого упражнения лежит у вас на столах. Запишите заголовок текста. Зеленым карандашом подчеркните волнистой линией прилагательные множественного числа, синим цветомединственного числа.

Синий цвет Синий - наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440-485 нм (иногда диапазон указывают шире - 420-490 нм).
Еди́нственное число́ (часто используется сокращение ед. ч.) - грамматическое число, используемое для обозначения одного предмета. Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории) вырабатывалась постепенно, путём так называемой конгруэнции (согласования).
(Самопроверка

Ответьте на главный вопрос урока: «Могут  ли  изменяться  по  числам  прилагательные?»

Побудь учителем минутку,

Поставь оценку, но не в шутку!

 

Задание

Успешность

или -

1

Словарная работа


2

Орфографическая минутка


3

Знание правил


4

Нахождение прилагательных


5

Участие в работе группы


6

Работа с текстом


- Кто «отлично» поработал?

- Кто поработал «хорошо»?

- Кто не доволен своей работой?                                                                                                                                          

IX Дом. зад.