Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения земноводных пресмыкающихся и птиц”


Скачать 62.12 Kb.


Дата13.10.2017
Размер62.12 Kb.

Скачать 62.12 Kb.

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения земноводных пресмыкающихся и птиц”, 7 класс. Хабирова Тамара Николаевна –учитель биологии и химии. Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложнения организации животных в связи со средой обитания в процессе их исторического развития;

Среда обитания Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

учет и контроль знаний по теме. Оборудование: влажные препараты «внутреннее строение лягушки», «развитие лягушки», «развитие курицы», мультимедийная презентация к уроку. Структура урока: Постановка целей урока перед учащимися. Проверка знаний учащихся. Закрепление знаний. Подведение итогов урока. Ход урока: 1.Постановка целей урока перед учащимися. Учитель. При изучении тем по классам: «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы» - мы подробно рассмотрели особенности строения и жизнедеятельности животных. Сегодня мы систематизируем знания, проследим усложнение строения в связи с изменением среды обитания и образа жизни животных в процессе исторического развития. 2.

Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, CQ y, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

Проверка знаний учащихся. (Учитель делит класс на группы. В группе 4-5 человек в зависимости от наполняемости класса, возможна работа в парах.) Для работы вы имеете наглядные пособия, таблицу «Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых», вопросы для обсуждения в группах, вопросы повышенной трудности, тест, загадки. (Все заготовлено для каждой группы учителем заранее. ) Каждая группа получает оценки за работу с вопросами для обсуждения, каждый учащийся получает оценку за тест, каждый может ответить на вопросы повышенной трудности, разгадать загадки. (Учитель ведет учет.) I.Вопросы для обсуждения. (По 2 вопроса для группы) 1) Какие особенности внешнего строения наблюдаются у земноводных, пресмыкающихся, птиц в связи со средой обитания 2) Сравнить особенности строения скелета этих классов. В чем причина изменения строения скелета 3) Проследить усложнение пищеварительной системы у птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными. 4) В чем проявляются особенности земноводных, как первых наземных животных 5) Проследить усложнение в строении дыхательной, кровеносной систем у земноводных, пресмыкающихся, птиц. 6) Проследить зависимость поведения земноводных, пресмыкающихся, птиц от размеров головного мозга и органов чувств.

Органы чувств - специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.

Мозг Мозг - центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков. У многих животных содержит также глиальные клетки, может быть окружен оболочкой из соединительной ткани.

7) В чем выражается приспособленность к среде обитания в период размножения земноводных, пресмыкающихся, птиц 8) Какие взаимосвязи и взаимоотношения между земноводными, пресмыкающимися, птицами проявляются в природе Примечание. При ответе учащиеся используют таблицу «Сравнительная характеристика основных классов типа хордовых». II.Тест по теме: «Земноводные, пресмыкающиеся, птицы». 1.Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками. 2.Животные имеют перьевой покров. 3.

Перо - накожное роговое образование птиц, а также некоторых динозавров.

Кожа влажная, выделяется слизь, проницаема для воды и газов. 4.Конические зубы срослись с челюстями. 5.Челюсти одеты роговым чехлом, образуют клюв. 6.Челюсти без зубов, длинный липкий язык. 7.Передние и задние конечности имеют одинаковое количество пальцев . 8.Передние конечности четырёхпалые, задние пятипалые с перепонкой. 9.Верхние и нижние конечности неодинаковы, пальцы, кисти и стопа видоизменены. 10.

Нога (коне́чность ни́жняя свободная, лат. mémbrum inférius liberum) - парный орган опоры и движения человека.

Дыхание кожное и легочное. 11.Скелет легкий, прочный, кости сросшиеся, внутри их имеются воздушные полости. 12.Животные способны заглатывать большую добычу, благодаря эластичным связкам. 13.Животные питаются редко. 14.Животные постоянно находятся в поисках корма. 15.Температура тела постоянная. 16.Температура тела зависит от температуры окружающей среды. 17.В пищеварительной системе появляется зоб, два отдела желудка. 18.Дыхание легочное. 19.Воздушные мешки заполняют всё пространство между внутренними органами. 20.Газообмен происходит как при вдохе , так и при выдохе. 21.Замкнутая кровеносная система. 22.

Пищевари́тельный тракт, желу́дочно-кише́чный тракт (ЖКТ), пищева́я трубка - пищеварительная система органов настоящих многоклеточных животных, предназначенная для переработки и извлечения из пищи питательных веществ, всасывания их в кровь и выведения из организма непереваренных остатков.

Кровообращение Кровообраще́ние - циркуляция крови по организму. У примитивных живых организмов, например кольчатых червей, система кровообращения замкнутая и представлена только кровеносными сосудами, а роль насоса (сердца) выполняют специализированные сосуды, обладающие способностью к ритмичным сокращениям.

Два круга кровообращения. 23.Сердце 3-хкамерное ,с развивающейся перегородкой в желудочке. 24.Сердце трёхкамерное. 25.Сердце четырехкамерное , кровь не смешивается. 26.По большому кругу кровообращения к органам передвигается смешенная кровь. 27.В большой круг кровообращения из левого желудочка сердца выбрасывается артериальная кровь. 28.

Артериа́льная кровь - устоявшееся название крови, очищенной от углекислого газа и насыщенной кислородом (оксигенированной), в отличие от венозной крови.

Большой круг - круг, получаемый при сечении шара плоскостью, проходящей через его центр. Диаметр любого большого круга совпадает с диаметром сферы, поэтому все большие круги имеют одинаковый периметр и один центр, совпадающий с центром шара.

Желу́дочек (лат. ventriculus) - отдел сердца, у человека делится на правый и левый желудочки, получающие кровь из предсердий и перекачивающие её в артерии. Отделены от левого и правого предсердия митральным и трикуспидным клапанами соответственно, а от артерий - полулунными.

Передний мозг имеет вытянутую форму. 29.Хорошо развиты большие полушария головного мозга. 30.Хорошо развит мозжечок, ориентация в пространстве. 31.Наличие клоаки. 32.Размножаются яйцами, забота о потомстве редко. 33.Оплодотворение внутреннее. 34.Размножаются яйцами, строят гнездо, заботятся о потомстве. 35.Оплодотворение наружное , в воде. 36.Развитие с превращением. 37.Прямое развитие. Ответы. Земноводные Пресмыкающиеся Птицы 3,6,8,10,13,16,21,22,24,26,28,31, 35,36. 1,4,7,12,13,16,18,21,22,23, 26,28,30,32,33,37. 2,5,9,11,14,15,17,18,19,20, 21,22,25,27,29,30,31,33,34,37. III. Вопросы повышенной трудности. Почему утки , гуси могут выходить сухими из воды Чем крыло летающего ящера отличается от крыла птицы Почему тритона относят к земноводным, а крокодила к пресмыкающимся Почему крокодил никогда не высовывает язык(Приращен ко дну рта.

Птичье крыло - парная передняя конечность у птиц, строение которой, как правило, позволяет создавать подъёмную силу. Крылья придают птицам способность к полёту. У наземных нелетающих птиц крылья либо редуцированы, либо отсутствуют вовсе (к примеру, у киви).

) Как кричит крокодил (Лай, рев.) Почему змея часто высовывает язык (Орган вкуса, обоняния, осязания.) Чем змея шипит (Трение чешуи друг о друга, на брюхе.) Как устроен панцирь черепах (Расширенные отростки позвонков ,ребра, кожные окостенения, роговые пластинки, брюшной – грудина, ключица .

Черепа́хи (лат. Testudines) - один из четырёх отрядов пресмыкающихся, ископаемые останки которых прослеживаются на протяжении более 220 миллионов лет. Отряд содержит около 328 современных видов, группируемых в 14 семейств и два подотряда, распространённых в тропической и умеренной климатических зонах почти по всей Земле и живущих как в воде, так и на суше.

) Это животное черно-оранжевое, хвостатое похоже на ящерицу, но не пресмыкающееся. Весной живет в воде, но не лягушка. К зиме уходит из пруда в лес и спит, зарывшись в сырой мох (Саламандра) 3. Закрепление знаний учащихся. (Учитель предлагает загадки с мультимедийным сопровождением) 1. Ходит царь круг города, Носит честь на голове. (Петух.) 2. В болоте плачет, а из болота не вылетит. (Кулик.) 3. Маленький мальчишка в серой рубашке. По дворам шныряет. Крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует. (Воробей.) 4. Есть на дереве дворец, во дворце живет... (Скворец.) 5. Спереди - шильце, Сзади - вильце, Сверху - синее суконце, Снизу - белое полотенце. (Ласточка.) 6. Скачет зверушка не рот, а ловушка попадут в ловушку и комар и мушка. (Лягушка) 7. Кто длиннее, чем чулок У кого ни рук, ни ног (Змея) 8. По пригорочку бежит, хвостиком -рулем рулит, схватишь хвостик только-ах! Убежала… Хвост в руках. (Ящерица) 9. В реках Африки живет, злой , зеленый параход! (Крокодил) 10. Повелось уж так издревле, что живу я не везде. Обитаю на деревьях, а икру мечу в воде. (Древесная лягушка) 4.Подведение итогов урока, рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок; комментарий ответов, результатов работы; оценка урока учащимися.

Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница



Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения земноводных пресмыкающихся и птиц”

Скачать 62.12 Kb.