Урок по теме "Трение в природе и технике"

  • 1.Организационный момент (1мин)
  • 3.Актуализация опорных знаний (10мин)
  • 5.Подведение итогов урока, систематизация и обобщение знаний(3мин)
  • 2.Запишите домашнее задание
  • Учиться – что тележку в гору тащить, стоит отпустить, назад покатится.
  • 4. Работа над изучаемым материалом в форме суда над трением.
  • Средний ряд
  • Физкультминутка
  • 5. Подведение итогов урока, систематизация и обобщение знаний.
  • Какова была цель урока
  • Вы достигли цели На все вопросы нашли ответы
  • Наш урок подошел концу. Спасибо за внимание.
  • Трение – наш друг и враг

  • Скачать 25.81 Kb.


    Дата01.10.2017
    Размер25.81 Kb.
    ТипДругие методич. материалы

    Скачать 25.81 Kb.

    Урок по теме: "Трение в природе и технике"

    Цели урока:

    • Образовательные:

    - Углубить и систематизировать знания учащихся о силах трения покоя, скольжения и качения, сделав их сравнительный анализ;

    Тре́ние поко́я, трение сцепления - сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга.

    - Изучить полезное и вредное значение трения, способы увеличения трения и меры борьбы с ним;

    - Формирование умений учащихся при подготовке к уроку самостоятельно работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой.

    • Воспитательные:

    - поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;

    - развитие положительного отношения учащихся к работе на уроке.

    • Развивающие:

    - научиться выделять явления, в которых присутствует сила трения в природе и технике;

    Тре́ние - процесс взаимодействия тел при их относительном кручении (смещении) либо при торможении тела в жидкости или жидкой среде. По-другому называется фрикционным взаимодействием (англ. friction). Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется механикой фрикционного взаимодействия, или трибологией.

    - развитие интереса учащихся к изучению физики и творческой активности на уроке;

    - познакомиться с краткими историческими сведениями изучения силы трения с возможностями учета и использования силы трения в технике.

    Тип урока: комбинированный.

    План проведения урока

    1.Организационный момент (1мин)

    2.Домашнее задание (1мин)

    3.Актуализация опорных знаний (10мин)

    4.Работа над изучаемым материалом в форме суда над трением (30мин)

    5.Подведение итогов урока, систематизация и обобщение знаний(3мин)

    Ход урока

    2.Запишите домашнее задание: повторить § , составить таблицу

    3.

    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

    Актуализация опорных знаний.

    Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим роль силы трения в природе и технике. Но сначала вспомнить силы, которые мы уже выучили.

    Вопросы к классу:

    1. О какой силе говорится в пословице:

    Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть. 
    На гору десять тянут, под гору один столкнет.
    (сила тяжести)

    Что мы знаем об этой силе?

    1. О какой силе говорит пословица:

    Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (сила упругости)

    Что мы знаем об этой силе?

    Скажите, пожалуйста, о какой силе идет речь в отрывке

    И вот визжит замок заржавый . Визжит предательская дверь ...” (О силе трения.)

    Кто об этой силе может привести пословицы?

    Вода и землю точит и камень долбит.
    Корабли пускают, как салом подмазывают.
     
    Не подмажешь – не поедешь. 
    Попала шина на щебенку – быть ей съеденной.

    Пошло дело, как по маслу. (Русская)

    А вот пословица, которая касается именно учеников:

    Учиться – что тележку в гору тащить, стоит отпустить, назад покатится. (Японская)

    4. Работа над изучаемым материалом в форме суда над трением.

    Итак, сегодня мы пополним и расширим свои знания о силе трения и о роли трения в природе и технике. Об этой силе говорят: «Трение – сила известная, но таинственная».

    Сегодня мы поговорим о вездесущем, мешающем, но так необходимом всем нам явлении. Немного из истории: 18 августа 1851 г. император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской.

    Большой железнодорожный путь - сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй.

    Ма́сляные кра́ски - ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ.

    Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Какого обстоятельства он не учел? Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение, - паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.  Зачем? (Для увеличения силы трения.).

    В чем же таинственность этой силы? Мы сегодня и попытаемся в этом разобраться, проведя суд над трением. Выясним когда трение полезно и когда вредно. Трение нам друг или враг?

    Роль судьи нам сыграет –

    Средний ряд будет выступать в роли ответчика, первый ряд выступает в роли обвинителя, а третий ряд выступает в роли защитника.

    Итак, начнем.

    Судья: сегодня слушается дело о трении. В суд поступило несколько жалоб на трение по поводу его вредного значения в природе и технике. В то же время суд располагает данными о полезном значении трения. Нам необходимо обстоятельно рассмотреть этот вопрос, выслушать все стороны и вынести справедливый приговор.

    Для дачи показаний приглашается ответчик – сила трения. Расскажите суду о себе, где вы живете, чем занимаетесь, к чему приводят ваши действия.

    Учащиеся среднего ряда по очереди выступают в роли силы трения, рассказывая о себе:

    Рассказ может начинаться со слов: Я – сила трения.

    - причина возникновения силы трения (при движении или попытке вызвать движение одного тела по поверхности другого);

    - куда сила трения направлена (в сторону противоположную движению тела);

    - пример силы трения;

    - виды силы трения (покоя, скольжения, качения);

    - как можно уменьшить силу трения (сделать поверхность более гладкой, уменьшить массу тела);

    - пример уменьшения силы трения (чтобы можно было легко передвинуть тяжелый шкаф, под его ножки подкладывают кусочки сала);

    - как можно увеличить силу трения (сделать поверхность более шероховатой, увеличить массу тела);

    - пример увеличения силы трения (зимой для увеличения силы трения пешеходные дорожки посыпают песком).

    Физкультминутка:  Сложите ладошки вместе и потрите их друг о друга. Что вы почувствовали? (Выслушивает ответы учащихся.) Значит, трение вызывает нагревание трущихся поверхностей. А всегда ли это полезно?

    Судья: мы выслушали ответчика. Теперь слово предоставляется обвинителю.

    Учащиеся первого ряда по очереди выступают в роли обвинителя силы трения и приводят примеры, когда сила трения приносит вред.

    - во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются механизмы;

    - из-за силы трения изнашивается одежда;

    - сила трения препятствует движению автомобиля, не давая ему возможности набрать нужную скорость;

    - ракетам, кораблям, движущимся с большой скоростью, для уменьшения трения придают обтекаемую форму;

    - трение воды о берег приводит к размыванию берега;

    - просим суд наказать подзащитную.

    Судья: мы выслушали обвинителя. Слово предоставляется защите.

    Учащиеся третьего ряда по очереди выступают в роли защитника силы трения, приводя примеры полезного действия силы трения.

    - без трения ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле;

    - без трения мы не могли бы ничего удержать в руке;

    - сила трения останавливает автомобиль при торможении;

    - у многих растений и животных есть различные органы, служащие для хватания, которые имеют шероховатую поверхность для увеличения трения (усики растений, цепкие хвосты лазающих животных, хобот слона);

    - если бы трение внезапно исчезло, многие явления протекали бы совершенно по-другому. Гвозди и винты выскальзывали бы из стен;

    - трение способствует устойчивости;

    - без трения первобытные люди не смогли бы добыть огонь;

    Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) - период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    - никакие тела не могли бы удержаться друг на друге: все бы скользило и катилось;

    - просим суд объективно рассмотреть дело о силе трения и оправдать подзащитную.

    Пока судья готовится вынести приговор, я вам зачитаю сочинение, которое написал учащийся ваше класса на тему «Трение исчезло».

    Судья. Сегодня слушалось дело о силе трения. Все стороны обвинения и защиты привели свои доказательства о пользе и вреде силы трения. Я готов вынести приговор по этому вопросу. Нельзя однозначно сказать вредно ли трение или полезно. В разных ситуациях трение ведет себя по-разному. Оно и вредно и полезно одновременно. Поэтому трение нужно оправдать. Когда оно полезно, его надо увеличивать, когда вредно – уменьшать.

    5. Подведение итогов урока, систематизация и обобщение знаний.

    Наш урок подходит к концу. Какова была цель урока? (формулируют учащиеся)  Вы достигли цели? На все вопросы нашли ответы? Могли бы мы прожить без трения? Что мы узнали нового о силе трения?

    Для систематизации изученного материала дома необходимо заполнить таблицу.

    Трение полезное

    Трение вредное


    Учитель: Пусть каждый ученик сам оценит свою работу на уроке, выставив в дневник оценку.

    Наш урок подошел концу. Спасибо за внимание.







    Трение – наш друг и враг

    Что такое трение?
    Трение – явление.
    Враг оно нам или друг?
    Это знают все вокруг:
    Если б трение пропало,
    Что б со всеми нами стало?
    Мы ходить бы не смогли,
    Оттолкнувшись от Земли.
    Если б взял ты что-то вдруг,
    Оно выпало б из рук.
    Помогает трение
    Начинать движение
    Всем машинам, тракторам,
    Мотоциклам, поездам.
    Ну а также тормозить 
    И их всех остановить.
    Очень нужно тренье нам 
    Всем растеньям и зверям!
    Но притом приносит вред
    И немало разных бед:
    В станках, приборах трутся части –
    И это главное несчастье.
    Ну а все автомашины
    Быстро снашивают шины!
    И поэтому вопрос
    Не настолько уж и прост:
    Трение – друг нам или враг?
    Ответ двоякий: так и так!