Выяснение общих закономерностей взаимодействия темперамента и школьной адаптации


Скачать 53.84 Kb.


Дата10.05.2019
Размер53.84 Kb.
Типдипломная работа

Скачать 53.84 Kb.

Введение Исследования адаптации детей к школе демонстрируют отчетливые индивидуальные различия в особенностях протекания этого процесса, в его длительности и успешности. В качестве причин низкой адаптации наиболее часто называются свойства, входящие в синдром психологической готовности детей к школе, в частности, несформированность мотивационного и волевого компонентов учебной деятельности, недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы, проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Значительно меньше внимания в работах, связанных с изучением адаптации в школе, уделяется психологическим характеристикам, относящимся к индивидному уровню в иерархии свойств индивидуальности. Причина этого состоит, по-видимому, в том, что такие индивидные свойства, как темперамент, определяют динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности и, как показано во многих работах, обнаруживают лишь опосредованные связи с характеристиками успешности деятельности.
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός - «душевный, духовный, жизненный») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Однако, признание того факта, что различные свойства темперамента и разные сочетания этих свойств создают равные возможности для развития уровневых характеристик, тем не менее, не вступает в противоречие с предположением о том, что темперамент играет существенную роль в детерминации особенностей адаптации детей к школе. Основания для такого предположения состоят в следующем. Во-первых, успешность деятельности оказывается независимой от особенностей темперамента только в тех случаях, когда условия развития достаточно разнообразны и не создают преимуществ для детей с определенными типами темперамента. К сожалению, ситуация школьного обучения не предоставляет равных возможностей для детей с разным типом темперамента, поэтому положительные стороны некоторых типов темперамента остаются невостребованными, а компенсация отрицательных - оказывается длительным и не всегда успешным процессом.
Сре́днее образова́ние - традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим.
На основании этого можно ожидать, что особенности адаптации к школе и успешность обучения детей связаны с особенностями их темперамента. Во-вторых, известно, что свойства темперамента обнаруживают наиболее отчетливые связи с особенностями поведения в эмоциогенных ситуациях и в условиях, новых и незнакомых для данного человека. К числу таких ситуаций относится начало обучения в школе. Показателем этого является то, что период адаптации к школе сопровождается повышением у детей уровня тревожности, появлением у них чувства внутренней напряженности, снижением самооценки. Значительные трудности в адаптации могут приводить к деформации личностной сферы, к возникновению неврологических отклонений - «школьных неврозов», «школьных фобий». Даже в условиях хорошей предварительной подготовки детей к школе, при их желании учиться, охотном посещении школы, - дети с трудом осваиваются в тех новых условиях, в которые они попадают при поступлении в школу. Школа, учебная деятельность в коллективе, общение детей с учителем и друг с другом - все это предъявляет такие требования, которые отличаются от требований, предъявляемых ребенку до школы.
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
В-третьих, ряд особенностей, рассматриваемых исследователями как показатели школьной адаптации являются непосредственными проявлениями темперамента или характеристиками, формирование которых в значительной степени детерминировано динамическими особенностями поведения. В-четвертых, в целом ряде исследований показано, что свойства темперамента опосредуют влияние средовых условий развития, определяя большую или меньшую восприимчивость ребенка к различным педагогическим воздействиям, к особенностям взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками. Поскольку адаптация ребенка к школе зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от специфики межличностных отношений, в которые он включен, можно ожидать, что свойства темперамента, опосредующие эти межличностные взаимоотношения, будут обнаруживать связи с успешностью адаптации к школьному обучению.
Межли́чностные отноше́ния - совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Это было доказано в трудах таких авторов, как Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Т.А. Репина, М.И. Лисина, С.Ф. Устименко, К.Н. Волков, Я.Л. Коломинский, А.Н. Сизанов и др. Таким образом, есть основания рассматривать темперамент как фактор школьной адаптации. Специфика взаимосвязей темперамента и адаптации к школе, индивидуальные различия в структуре этих связей, отсроченные эффекты успешной - неуспешной адаптации и являются предметом данного исследования. Объект исследований - адаптации к школе детей с разными типами темперамента. Целями данной работы являются, во-первых, выяснение общих закономерностей взаимодействия темперамента и школьной адаптации. Гипотеза исследования: Деятельность педагога, направленная на адаптацию первоклассников к школьной жизни будет продуктивной, если будут проведены диагностические мероприятия по выявлению уровня адаптации, а также определены благоприятные условия для стабилизации процесса адаптации школьников на первом году обучения. Задачи исследования: 1. Провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников и свойств темперамента. 2.
Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.
Исследовать индивидуально-типологические особенности личности и уровень нейротизма младших школьников. 3. Изучить особенности межличностных отношений в группе младших школьников. 4. Выявить взаимосвязь между темпираментом и межличностными отношениями в группе младших школьников. 5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции межличностных отношений младших школьников. Научная новизна. Новизна заключается в том, что особенности темперамента рассматриваются не только как базовые характеристики, лежащие в основе психологических особенностей более высокого уровня, но и как характеристики, опосредующие средовые воздействия и влияющие на восприимчивость индивида к тем или иным условиям развития. Теоретическая значимость работы связана с углублением представлений о динамической сфере человека. В частности, тот факт, что противоположные полюса одной и той же характеристики темперамента обнаруживают связи с разными показателями средовых условий развития, свидетельствует, во-первых, о нелинейности взаимосвязей темперамента и синдромов средних условий и, во-вторых, позволяет высказать предположение о комплексности природы самих биполярных свойств темперамента. Практическая значимость. Результаты исследования индивидуальных различий по ряду психологических характеристик, анализ их возрастной динамики и особенностей проявления в процессе адаптации могут быть использованы при решении практических вопросов, связанных с выработкой индивидуального подхода к детям, имеющим сложности в адаптации к процессу школьного обучения. База исследования. Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста, первоклассниками в группах продленного дня ООО «Апельсин».
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Используемые методики были апробированы на выборке из 20 детей первого класса, которые в свою очередь разделялись по половому признаку (13 девочек, 7 мальчиков). Глава 1. Темперамент в отечественной и зарубежной литературе 1.1 Темперамент в структуре свойств индивидуальности В структуре индивидуальности темперамент относится к уровню личностных подструктур. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.
Развитие - это процесс упрощения удовлетворения потребностей. Также ещё даётся такое определение: развитие - это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή - «душа»; λόγος - «учение») - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.
Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент- это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Интересной представляется спецификой подхода к изучению темперамента В.С. Мерлина14, которым является изучение частных проявлений темперамента - темпераментных свойств. Свойства темперамента, по Мерлину14, представляют собой определенную динамическую систему, определяющую психическую деятельность. Основные существенные свойства любой динамической системы- скорость изменения, сила и направление действующих сил - в своей совокупности определяются затраченной энергией. Поэтому свойства темперамента Мерлин определял как энергетическую характеристику психических свойств. Отличительным признаком свойств темперамента он считал то, что они образуют специфическое соотношение, характеризующее тип темперамента. Поэтому в исследованиях темперамента нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными типами. Будучи относительно независимыми, от внешних прижизненных условий, свойства темперамента материально детерминированы. В этой детерминации большую роль играют наследственность и условия эмбрионального развития. Благодаря лишь своей относительной независимости свойства темперамента и, в особенности, их проявления не предопределены наследственностью. Свойства темперамента в известных пределах изменяются в процессе развития, а их проявления тормозятся и подавляются в зависимости от мотивов и отношений личности, затронутых в данной деятельности. Свойства темперамента обусловлены свойствами организма в целом и наиболее непосредственно свойствами нервной системы. Но психическая деятельность представляет собой более гибкую форму активного приспособления к среде, чем физиологическая. Психическая деятельность более дифференцированно изменяется в зависимости от изменения внешних условий. Любая система психических свойств более открыта, чем система свойств организма или нервной системы. Отсюда вытекает, что более консервативное и устойчивое свойство организма или нервной системы не может однозначно определять более гибкое и изменчивое психическое свойство. Более последовательную позицию занимал Б.М. Теплов29, четкое изложение которой дано В.Д. Небылицыным30. В.Д. Небылицын полагал, что наибольшее значение в структуре темперамента имеет тот компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими, содержательными, особенностями личности - ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом. Вторым основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, его чуткость к эмоциональным воздействиям, его способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других ее не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим30. Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности- ее направленности, характера, способностей и др. Многие исследователи выделяют в качестве составляющей темперамента экстраверсию-интроверсию. Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом К.Г. Юнгом33. Создавая свою теоретическую концепцию, Юнг опирался на работы Ф. Джордана18 и О. Гросса18. Ф. Джордан полагал, что существуют два характера, фундаментально отличные друг от друга: у одного типа сильна тенденция к активности, у другого преобладает склонность к рефлексии. Между этими крайностями существует множество ступеней. Джордан констатирует, что активный тип менее страстен, тогда как рефлексивный темперамент отличается страстностью. Поэтому Джордан называет свои типы «менее страстный» и «более страстный» 1. Юнг считал, что, говоря о менее страстном типе, Джордан имеет в виду экстравертного человека, а описывая «более страстный» тип- человека интровертного. Оба могут быть деятельными и недеятельными, поэтому Юнг предлагал отбросить момент активности в качестве главной характеризующей черты. Однако в качестве черты второстепенного значения этот момент все же играет роль, т. к. экстравертный человек обычно является более подвижным и деятельным, нежели интровертный. Предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание. Юнг видел различие между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты - на вещи, на неодушевленные предметы. Продолжал исследование экстраверсии Г.Ю. Айзенк. Экстраверсию и нейротизм он считал базовыми параметрами личности. Эти два измерения личности ортогональны, они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей он делил на четыре группы, каждая из которых представляет собой комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне этих параметров. По Айзенку, типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, жаждет чего- то возбуждающего, импульсивно действует под влиянием момента. В этом параметре есть два аспекта- общительность и импульсивность. Противоположный полюс дает и противоположные характеристики. Интроверт склонен к интроспекции, замкнут, рефлексивен, не доверяет импульсивным решениям1. Айзенк считал, что индивидуальные вариации по параметру экстраверсии отражают нейрофизиологические различия. Он связывал экстраверсию с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (паника). Он полагал, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, очень чувствительны к поступающей стимуляции- по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. Экстраверты же недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции. Соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Вследствие того, что интроверты в принципе легче активируются под воздействием различных событий, чем экстраверты. В результате интроверты более сдержаны, более зажаты и заторможены. Индивидуальные различия по параметру экстраверсии зависят, по Айзенку, как от генетических, так и от средовых факторов. Согласно теории Энергетической Регуляции Э. Гэйла, проявление одного из полюсов шкалы экстраверсии - интроверсии зависит от специфики четырех автономных подсистем- системы «входа» (приема), хранения и проявления энергии, а также системы контроля или мониторинга, осуществляющей регуляцию и интеграцию остальных трех. Экстраверт обладает развитой системой приема, а интроверт вовлечен в менее интенсивное взаимодействие и обладает системой приема с более жестким «фильтром». Слишком большой приток энергии и информации извне раздражает интроверта, поэтому он значительное внимание уделяет источникам симуляции. Хотя моторная экспрессия экстраверта обильна, она имеет значительную энергетическую стоимость, поэтому его регулятивная система скорее нацелена на контроль за расходование энергии, в то время как у интроверта регуляция связана с контролем «входа». Среди существующих теорий темперамента одной из самых разнообразных и используемых является теория структуры темперамента В.М. Русалова24. В этой теории темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, которые вовлечены в функциональные системы поведения. Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуально- биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально- устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формальных свойств индивидуального поведения Таким образом, темперамент, по Русалову,- это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека. Темперамент В.М. Русалов24 рассматривает как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы в понимании П.К. Анохина18. Согласно этой концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи принимая, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, Русалов допускал существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека. Первый характеризует в наиболее обобщенной форме широту - узость афферентного синтеза, или, иначе говоря, степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень легкости переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения четвертый параметр отражает порог чувственности к возможному несовпадению результата действия с планируемым результатам. Таким образом, предположенная теория опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, а на достижения функционально- системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, описанному ранее, в структуре темперамента В.М. Русалов выделял четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность,3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность. Еще одной особенностью рассматриваемой модели темпераметра является то, что она построена на учете того факта, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления. В психологии уже давно установлено, что в поведении человека, т.е. в процессе его взаимодействия с окружающим миром можно выделить два типа: 1) взаимодействие с предметным миром и 2) взаимодействие с социальным миром. Первый тип называется субъект - объектным взаимодействием, или предметной деятельностью, второй - субъект - субъектным взаимодействием, или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, общение с самим собой. Общение можно трактовать как предметную деятельность особого рода, деятельность общения. Однако при этом следует помнить: смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что позволяет выделить два различных аспекта темперамента - предметно - деятельностного и коммуникативного (или социального). Исходя из этого, Русалов выделяет два аспекта эргичности: предметно - деятельный и коммуникативный, два аспекта пластичности, два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям18. Таким образом, свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми. 1.2 Структура свойств темперамента Научное объяснение природы темперамента дал И.П. Павлов в учение основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, И.П.
Вы́сшая не́рвная де́ятельность - это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.
Павлов установил, что собаки, отличаются по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлексной деятельности, а именно - свойства нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждение и торможение. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) сила процессов, 2) уравновешенность процессов, 3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию. Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения. Советские психологи Б.М. Теплов18 и В.Д Небылицын18 продолжили исследования И.П. Павлова. Были открыты новые свойства, например динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет скорость и легкость выработки положительных условно-рефлекторных связей (динамичность возбуждения) и скорость выработки отрицательных связей (динамичность торможения), лабильность нервных процессов - особое свойство, определяющее скорость нервных процессов возникновение возбудительного или тормозительного процесса. Кроме четырех комбинаций свойств нервных процессов, которые были выделены И.П. Павловым, обнаружены и другими. Таким образом, набор свойств нервной системы и их комбинации, от которых зависит темперамент, в результате новейших исследований был значительно расширен. Зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется в следующих факторах. Чем больше или меньше выражено у человека одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше или, наоборот, больше выражено соответствующее свойство темперамента. Такая зависимость называется прямолинейной. Например, чем больше у человека выражена слабость процесса возбуждения, тем выше у него отвлекаемость внимания, тем меньше у него сопротивляемость отрицательному воздействию напряженной обстановки и т.д. Было установлено, что эта зависимость может носить криволинейный характер, т.е. с увеличением физиологического свойства нервной системы вначале идет увеличение или уменьшение свойства темперамента, а по мере дальнейшего увеличения физиологического свойства ранее увеличивающееся свойство темперамента начинает уменьшаться и наоборот. Например, при возрастании силы процесса возбуждения до определенного уровня уменьшается эмоциональная возбудимость. При еще большем возрастании силы возбудительного процесса эмоциональная возбудимость тоже начинает возрастать. Психологические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее четкое, тонкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения. В зарубежной психологии (Э. Кречмер18, Шелдон18) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от физиологических свойств общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма. С этой точки зрения и строения тела, и свойства темперамента зависят от одной общей причины - от наследственной особенности в деятельности желез внутренней секреции.
Эндокринные железы (железы внутренней секреции) - железы и параганглии, синтезирующие гормоны, которые выделяются в кровеносные (венозные) или лимфатические капилляры. Эндокринные железы не имеют выводных протоков (в отличие от экзокринных желез).
Поэтому такие теории называются гормональными теориями темперамента (конституционные концепции). Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа: лептосоматик, пикник, ателетик, диспластик. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа: 1. эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2. мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3. эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma -“тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”). В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Они неправомерны. Их недостаток в том, что они односторонни - их создатели учитывают только одну сторону деятельности организма. С помощью этих теорий нельзя объяснить многочисленнее факты, показывающие зависимость темперамента от свойств типа нервной системы. Это проявляется в том, что определенные свойства нервной системы и темперамента соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции. Тем не менее при одном и том же типе конституции тела могут иметь место свойства темперамента, зависящие от разных типов нервной системы. Поэтому физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы, поскольку только нервная система, а не конституция желез внутренней секреции обеспечивает наиболее полное приспособление организма к среде. Гормональные теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того , как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).
Центра́льная не́рвная систе́ма (ЦНС) - основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из нейронов, их отростков и вспомогательного глия; у беспозвоночных представлена системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных и людей - спинным и головным мозгом.
Считают, что свойства темперамента определяются восновном свойствами нервной системы человека.
Не́рвная систе́ма - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма человека и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Советский психофизиолог В.М. Русалов24, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Психологическая характеристика типов темпераментов определяетсяследующими основными его свойствами: Сензитивность - об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность - об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Соотношение активности и реактивности - об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность и ригидность - об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения Экстраверсия и интроверсия - об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Эмоциональная возбудимость - об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. В зависимости от свойств темперамента выделяют следующие типы: Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Так дал описание ему доктор А.П. Чехов: Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен. Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). А.П. Чехов: Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой черт знает, как холодно, а летом черт знает, как жарко. Шуток непонимает. Как мера и приятель - невозможен, как под чиненный - едва ли мысли м, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина холерик - черт в юбке, крокодил. Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота. Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). Описание темперамента по доктору А.П. Чехову: Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм. Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). А.П. Чехов: Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал. В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности. Течение психической жизни подобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой, многоводной реке, психическая жизнь течет медленно, с большим внутренним напором15. В этом плане в основном и можно говорить об индивидуальных различиях людей по свойствам темперамента. 1.3 Адаптация и характеристики темперамента Принципиальным отличием функциональной деятельности системы психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем, как указывает Ю.А. Александровский35, является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Соответственно адаптация человека проявляется возникновением приспособительных форм поведения при переменах обстановки. Как подчеркивает В.М. Воловик18, психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. Существенную роль в процессе психической, в первую очередь психосоциальной адаптации играет связанная с личностно-типологическими характеристиками способность индивида к динамической перестройке системы отношений, установок, жизненных целей. Как указывает С. Миллер16, если индивидуум способен гибко взаимодействовать с окружающими, его можно отнести к нормальному, адаптивному типу личности, и напротив, если на повседневные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и впечатления приводят к дискомфорту, необходимо говорить о патологической или малоадаптивной личности. Психическая адаптация индивида в группе неизбежно требует умения и готовности психологически подстраиваться к окружающим, проявляя при необходимости взаимопонимание и уступчивость, сдерживая эмоциональные порывы, совершая те или иные поступки вопреки собственным эгоистическим тенденциям. По моему мнению, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Только в том случае, когда эта способность поддержания здоровья сооветствует уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышает его, можно говорить об адаптированной, нормальной психической деятельности человека, иными словами, соответствующей показателям психической нормы. В качестве критериев, определяющих психическую норму, рассматриваются следующие показатели18: а) показатели адекватности интрапсихических механизмов отражения окружающей действительности; б) показатели зрелости личности; в) показатели социальной адаптированности (чувство положения в среде себе подобных и гармония взаимоотношений с ними; адекватность реакций на социальную среду; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, принятыми в коллективе и умение уживаться с окружающими и добиваться самоутверждения в коллективе, в обществе без ущерба для остальных его членов). По мнению Б.Д. Карвасарского35, характеристиками психической нормы являются способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива). Б.С. Братусь35 описывает следующие критерии, отделяющие нормальную личность от аномальной: 1) клинический - отсутствие клинически выраженной психической патологии; 2) статистический - в качестве нормальной определяется средняя в статистическом смысле личность (быть как все); 3) интегративный - целостность, или интегрированность личности; 4) адаптивный - личность адаптирована в психологическом и психосоциальном смысле, ее поведение соответствует установленным социальным критериям. При этом можно выделить следующие общие стратегии психической адаптации18: а) стремление изменить внешние обстоятельства; б) уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивности индивида; в) изменение своей внутренней структуры. Указанные стратегии адаптации соответствуют описанным К. Хорни35 общим типам поведенческих реакций по тропности движения индивида в межличностных отношениях (движение к окружающим, против них либо уход в сторону), а в филогенетическом аспекте трем эволюционно древним стратегиям адаптивного поведения - борьба, бегство, подчинение. В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов. Конструктивные механизмы позволяют адекватно реагировать на изменение социальных условий жизни, используя возможность осуществлять оценку ситуации, анализ, синтез прогноз событий, антиципацию последствий деятельности. М. И. Бобнева3 выделила следующие механизмы адаптации18: - социальное воображение -- способность понимать свой опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя реальные рамки данного периода развития общества и осознавать свои возможности; - социальный интеллект -- способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной среде; - реалистичную направленность сознания; - ориентировку на должное. Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе. Встречаются следующие механизмы психологической защиты: - проекция -- приписывание другим людям свойств, качеств, причин поведения, в которых отказывается себе;
Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) - понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.
- идентификация -- отождествление с реальным или вымышленным персонажем с целью приписывания себе желаемых качеств; - рационализация -- оправдание тех или иных поступков, интерпретация событий с целью снижения их травмирующего влияния на личность (по аналогии с кислым виноградом); - сублимация - преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности (художественное творчество, изобретательство, профессиональную деятельность); - юмор - снижение напряжения с помощью апелляции к юмористическим выражениям, рассказам, анекдотам. По мнению Е.А. Сергиенко27, в качестве реакций адаптации в стрессогенной обстановке могут выступать гипердинамические (поведенческие, двигательные), гиперпсихические (коммуникативные, когнитивные) реакции, а также реакции вегетативной активации. М.С. Яницкнй34 особо выделяет в ситуации хронического нервно-психического напряжения дезадаптивные реакции, к которым в частности относятся отказ от сознательного контроля своего состояния и захваченность чрезмерным эмоциональным реагированием, либо оторванность от реальности, когда человек перестает отличать свои представления от действительности и погружается в мечты и фантазии. Стойкая адаптация к условиям длительной нервно-психической напряженности приводит к переходу психики, всего организма человека в качественно иное состояние по сравнению с исходным. Поэтому даже при адекватном протекании адаптационного процесса, смена средовых условий с возвратом к нормальным условиям жизни и деятельности требует соответствующей реадаптации - как психологической, так и социально-психологической (ресоциализации). В целом, говоря о структуре процесса психической адаптации, необходимо подчеркнуть, что комплексное рассмотрение его, с учетом взаимных связей между эмоциями и физиологией, адаптацией психологической и социальной, неизбежным образом требует сочетания психологического и физиологического подхода. 1.4 Темперамент и успешность обучения Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется сфера приложения психической активности - игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста.
Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.
Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями. Прежде чем приступить к изучению особенностей адаптации младших школьников, необходимо раскрыть термины: «Адаптация»; «Адаптация к школе»; «Социально-психологическая адаптация» Я.Л. Коломинский13, Е.А. Панько35, В.С. Мухина35, И.В. Дубровина8 и др. рассматривают адаптацию как «привыкание к условиям окружающей среды, связанное со сменой ведущей деятельности и социального окружения» 13. При этом также подчеркивается взаимообратный характер адаптации. Отмечается, что ребенок-школьник должен приспособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения. Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» 32. Социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях» 25. Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Шинтарь З.Л. 35 анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, выделяет формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы: 1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье. 2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.). 3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками) 32 . Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как: 1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке; 2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.; 3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению7. Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизическое состояние будущего ученика. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается в первом полугодии обучения. Однако установлено, что у 20 - 30 шестилетних детей этот процесс не завершается в течение первого года обучения. Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после острого периода адаптации. Именно в первом полугодии первого года обучения процесс адаптации ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые легко заметить и учителю и родителям, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.