внеурочное занятие

  • Синонимы: древний, большой, буря, зной, скучно, бежать.
  • ПОСЛОВИЦЫ И ЗАГАДКИ (на карточках)
  • СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (на доске и на карточках)
  • холодный серый
  • Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
  • «Учимся говорить точно и выразительно»
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

  • Скачать 23.01 Kb.


    Дата25.11.2019
    Размер23.01 Kb.

    Скачать 23.01 Kb.

    Цели и задачи:

    • расширять представления учащихся об антонимах и синонимах;

    • формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы;

    • развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

    • расширять словарный запас, развивать речь учащихся;

    • воспитывать стремление к познанию, трудолюбие.

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Сегодня продолжим. Как вы думаете, каким будет наше путешествие? Да. Оно будет интересным, увлекательным, но и не таким легким, как кажется. Путешествие мы совершим на кораблях. Их два. И на каждом корабле должен быть капитан. Кто хочет быть капитаном? Вас много, поэтому выбрать капитанов мне помогут вопросы.

    - Как называются слова, близкие по значению, но разные по написанию? Молодец! Тебе вручаю корабль под названием «Синонимы», и ты будешь капитаном этого корабля.

    - Как называются слова, противоположные по значению? Тебе тоже вручаю кораблю под названием «Антонимы» и назначаю капитаном.

    У вас очень почетная роль, ведь капитаны, это главные, авторитетные люди. Им все доверяют. Всем остальным ребятам я предлагаю определиться, какому из капитанов вы бы доверились, и занять свои места на корабле. Помните, что люди в команде умеют договариваться, помогают и уважают своих товарищей. (дети садятся в круг)

    Итак, команды готовы. Ребята, как вы думаете, почему я попросила сесть именно в круг. (чт. смотреть «глаза в глаза», сидеть «плечом к плечу», так легче сотрудничать, договариваться).

    Для начала подготовим свои экипажи для плавания, потренируемся в подборе синонимов и антонимов. Я предлагаю командам встать напротив друг друга.

    ПЕРЕСТРЕЛКА

    Член экипажа корабля синонимов называет сопернику слово, а тот в ответ придумывает и называет синоним. Затем наоборот. Член экипажа корабля антонимов называет сопернику слово, а тот в ответ называет антоним. Чтобы не запутаться, потренируемся. (слово «горячий»).

    Синонимы: древний, большой, буря, зной, скучно, бежать.

    Антонимы: кислый, смелый, друг, работа, быстро, говорить.

    Кто был внимательным и скажет, слова каких знакомых частей речи вам встретились?

    Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Займите свои места.

    Один мудрый человек сказал, мало знать, нужно уметь. Мы много узнали о синонимах и антонимах. А как вы думаете, что мы сегодня будем делать, если тема занятия «Учимся говорить точно и выразительно»? Для чего нужно употреблять синонимы и антонимы в речи?

    Итак, отправляемся в путь.

    Вдруг наши корабли наткнулись на риф и нам предстоит выполнить задание.



    ПОСЛОВИЦЫ И ЗАГАДКИ (на карточках)

    Отгадать загадку, найти антонимы. Закончить пословицу, объяснить ее смысл.

    1)Льется речка – мы лежим,

    Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

    Знай больше, говори ……

    2) Кто ни в жару , ни в стужу

    Не снимает шубу. (Овца)

    Лучшая вещь новая, лучший друг – …….

    - Очень часто пословицы, поговорки и загадки строятся на противопоставлении. Это помогаем более точно представить описываемый в них предмет или явление.

    Молодцы! Отправляемся дальше. Вдруг наш корабль сел на мель. Нам предстоит справиться со следующим заданием.



    СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (на доске и на карточках)

    Прочитайте словосочетания. Чем они похожи?

    Как вы думаете, а синонимы к этим прилагательным будут одинаковые?

    (1 чел. у доски (капитан), остальные на месте, на карточках)

    Подобрать Подобрать

    синонимы антонимы

    (Старый) хлеб - ….. сильный (Легкая) задача-.

    (Старая) рубашка- …. грязная (Легкая) ноша-…..

    (Старая) газета-…….. тяжелая (Легкий) мороз-….

    вчерашняя

    черствый

    трудная

    в командах наоборот, проверка

    - почему у одного и того же слова оказались разные синонимы и антонимы? На что нужно обращать внимание, подбирая близкие или противоположные по значению слова? (на значение)

    Плывем дальше и попадаем в шторм. Он закончится, как только будет выполнено задание.

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Прочитайте текст.

    Сегодня холодный серый день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами мокрая земля.

    (Промозглый, хмурый, ненастная, тянутся, моросит, сырая)

    Замените выделенные слова синонимами из скобок. Прочитайте, что получилось.

    - Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

    - С помощью каких слов передается это настроение?

    Что нужно сделать, чтобы изменить настроение?

    Замените теперь выделенные слова антонимами.

    Сегодня ___________    _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________   ____________ облака. Под ногами __________ земля.

    Что теперь стало с вашим настроением? Значит с помощью синонимов и антонимов текст становится не только выразительным, но еще и создает то или иное настроение.

    Отправляемся дальше и на пути нам встречается новый остров. Ребята. Есть еще одна группа слов.

    ОМОНИМЫ

    Послушайте стихотворение:

    Шёл я с сумкой за плечом.
    Вижу- бьёт в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом,

    Уронил я в воду ключ.

    Шарю я в ключе по дну,

    Над водою спину гну.

    И если ключ я не найду,

    Как домой я попаду? 

    -Сколько значений у слова «ключ» в данном стихотворении?

    Одинаково ли пишутся разные по значению слова «ключ»?

    Эти слова называются «омонимы». Так что же такое омонимы? Сформулируйте правило.

    Об омонимах более подробно мы поговорим на следующих занятия.

    Вывод: чему мы учились на сегодняшнем занятии (учились употреблять синонимы и антонимы в речи.) Для чего? (чтобы речь была более точной и выразительной).

    Ребята. Мне понравилось наше занятие. Понравилось, как вы работали, поэтому я хочу прикрепить на доску желтый смайлик, который выражает мое настроение и удовлетворение от работы. А какой смайлик выберете вы? Прикрепите его на доску и можете быть свободны. Занятие окончено. Спасибо!

























    Внеурочное занятие по программе

    «Занимательная грамматика»











    Тема занятия:

    «Учимся говорить точно и выразительно»



    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Аверкина Ю.А.









    Мценск- 2014

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое