Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда

  • Конституции Российской Федерации
  • Международной организации труда
  • Верховного Суда Российской Федерации
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • LAMBERT Academic Publishing

  • Скачать 60.53 Kb.


    Дата01.12.2018
    Размер60.53 Kb.
    Типдипломная работа

    Скачать 60.53 Kb.

    Курсовая работа Предмет: Международное право На тему. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда Москва, 2015 Содержание Введение Глава 1. Понятие принципов трудового права и их значение 1.
    Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).
    Трудово́е пра́во - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из основателей самостоятельной отрасли трудового права стал учёный Л.С.
    1 Сущность и содержание принципов трудового права 1.2 Понятие принципа запрещения принудительного труда в сфере трудовых отношений граждан 1.3.
    Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по должности, профессии или специальности либо конкретного вида поручаемой ему работы) за заработную плату.
    Понятие принципа запрещения дискриминации в сфере труда Глава 2. Реализация принципов запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда 2.1 Нарушение принципа свободы труда, как проявление принудительного труда в области трудовых отношений граждан РФ 2.2 Нарушение принципа запрета дискриминации в сфере труда Глава 3. Спорные вопросы в сфере трудового права, возникающие на практике 3.1 Практические вопросы нормативного регулирования принудительного труда 3.2 Судебная практика и реализация принципа запрета дискриминации в сфере труда Заключение Список использованной литературы Введение Принципы права представляют собой первоначальные идеи, отражающие сущность и социальное назначение права. Они существовали еще в древние времена, как продукт сознания, воли людей и граждан.
    Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.
    И на протяжении всей истории они содержали в себе конкретные предписания, веления, правила поведения в обществе и в государстве.
    Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
    В настоящее время принципы, конечно же, изменились, поменяли свои основные идеи, в связи с развитием российского права, экономическими преобразованиями в нашей стране, а также в связи с переходом к рыночной экономике, развитием демократических институтов в государстве, что непременно отразилось и на принципах трудового права. На принципы российского трудового права оказывают влияние и международное право, так как общепризнанные принципы и нормы международного характера, международные договоры Российской Федерации представляют собой, согласно Конституции Российской Федерации составную часть правовой системы нашей страны.
    Правовая система России - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
    Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.
    Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
    Междунаро́дное пра́во - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
    Росси́я (от греч. Ρωσία - Русь; официально также Росси́йская Федера́ция[К 7], на практике используется и аббревиатура РФ[К 8]) - государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население - 146 804 372 чел.
    Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
    Несмотря на то, что во всем мире права и свободы человека признаны наивысшей ценностью, принуждение к труду всё еще реальность.
    Свобо́да - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
    Принудительный труд известен и развивающимся странам и промышленно развитым. Появляются его всё более новые формы, что связано с ростом глобализации, миграции. Но надо признать, что принудительный труд - это недопустимая форма целенаправленной деятельности человека в правовом государстве. И его существование является сложно-разрешимой проблемой современного общества.
    К развивающимся странам (англ. Developing countries), - более точное, но нецелесообразное определение - менее развитые страны (англ. Less developed countries) - теоретически относят те государства, у которых более низкий уровень ВВП на душу населения по сравнению с другими странами.
    Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также[прим. 1] фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.
    О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
    С задачами запрещения и ликвидации принуждения граждан к труду борются в том числе, международные организации, однако, не смотря на это, эффективность правовых, экономических, социальных и политических механизмов защиты граждан от принуждения к труду всё ещё остается недостаточной. Запрещение дискриминации также представляет собой один из основных принципов трудового права. Данный трудовой принцип способствует реализации наиболее важной конституционной гарантии равенства граждан в Российской Федерации. Именно благодаря ему в стране существуют равные возможности для развития всех членов общества. Однако дискриминация в современном мире приобретает всё новые виды и формы, в связи с чем, она подрывает основы демократии и справедливости в области трудовых отношений. Данный запрет позволяет каждому человека свободно выбирать направление своей профессиональной деятельности, развивать свои возможности, а также получать соответствующее вознаграждение. Это способствует положительным экономическим и социальным общественным отношениям в стране.
    Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.
    Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
    Проблемы и вопросы, которые соотносятся с дискриминацией, в последнее время также получают своё отражение в международном трудовом праве. Но необходимо отметить, что единого комплексного теоретического исследования вопросов, которые касались бы дискриминации в области трудовых отношений, не проводилось. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности дипломной работы.
    Дипло́мная рабо́та (прое́кт) - один из видов выпускной квалификационной работы - самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
    Общетеоретической основой работы являются труды таких отечественных правоведов, как: Н.А. Крашенинникова, А.В. Петренко, О.А. Шевченко, М.О. Буянова, Л.А. Шатрова, А.Л. Мазин, Л.Ф. Лебедева и др. Работы названных авторов помогли, в частности, учесть особенности таких принципов, как запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда в современных условиях. Объект работы - общественные отношения, складывающиеся в связи с провозглашением принципов запрета принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых отношений. Предмет работы - нормы трудового законодательства, устанавливающие запрет на принудительный труд и на дискриминацию в сфере труда, а также гарантии реализации данных прав и способы защиты граждан от дискриминации и от привлечения их к принудительному труду. Целью данной работы является анализ принципа запрещения принудительного труда и дискриминации в области трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений граждан Российской Федерации.
    Гражда́нство Росси́йской Федера́ции - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
    Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи: 1. определить сущность и содержание принципов трудового права; 2. изучить принцип запрещения принудительного труда в сфере трудовых отношений граждан; 3. проанализировать принцип запрещения дискриминации в сфере труда; 4. исследовать нарушение принципа свободы труда, как проявление принудительного труда в области трудовых отношений граждан РФ; 5. выявить нарушения принципа запрета дискриминации в сфере труда; 6. провести анализ практических вопросов нормативного регулирования принудительного труда; 7. рассмотреть судебную практику принципа запрета дискриминации в сфере труда. Методологическая основа курсовой работы. С целью решения поставленных целей в работе были использованы такие методы, как исторический, статистический, сравнительно-правовой, формально-логический, а также метод правового прогнозирования. Нормативную базу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законы субъектов Федерации.
    Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») - элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
    Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией.
    А также международно-правовые акты: Международный Пакт «О гражданских и политических правах», конвенции Международной организации труда такие, как Конвенция «Относительно дискриминации в области труда и занятий», «Об упразднении принудительного труда», «О принудительном или обязательном труде», декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», рекомендация Международной организации труда «О ВИЧСПИДе и сфере труда», руководство для работодателей по Глобальной инициативе ООН и т.д. В работе также применена судебная правозащитная практика, привлечены постановления и определения Верховного Суда Российской Федерации.
    Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) - специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.
    Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации. Расположен в бывшем здании Верховного Суда СССР в Москве. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, когда он был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом Российской Федерации, подписавшим 5 февраля 2014 года Закон № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". На основании этого Закона произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации в новый орган, являющийся их правопреемником, - Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции. Согласно статье 22 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, однако это положение вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в этом городе, которая устанавливается Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации. До наступления указанной даты Верховный Суд Российской Федерации осуществляет свои полномочия в городе Москве.
    Также в качестве информационной базы данной дипломной работы использовались: 1. материалы судебной и правоприменительной практики 2. литературные источники по правовым и другим смежным наукам 3. энциклопедические и справочные издания, публикации в периодической печати и сети Интернет. Структура дипломной работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка и использованной литературы. Глава 1. Понятие принципов трудового права и их значение 1.1 Сущность и содержание принципов трудового права Принципы права являются обобщенной характеристикой системы права или ее частей. Они представляют собой продукт человеческого сознания, то есть определенное отражение объективно существующих общественных отношений. Правовые принципы необходимы для того, чтобы правильно трактовать содержание и назначение конкретных предписаний, анализировать отдельные нормы права, где они закрепляются, а также устанавливать существенные связи нормы права с иными факторами общественного развития. Но необходимо понимать разницу между принципами права и правосознанием. Правосознание представляет собой оценочное суждение граждан о сложившихся общеобязательных правилах поведения. В то время как, правовые принципы содержат идеи и положения, закрепленные в нормативных правовых актах.
    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
    Они могут содержаться либо в Конституции, либо в декларациях, законах или же в скрытом виде отражены в содержании каких-либо конкретных правовых норм. То есть правовые принципы выявляют объективные закономерности общественной жизни, определяют общую направленность и характер правового регулирования. Следовательно, правовые принципы - это исходные начала, идеи, выраженные в законодательстве, которые характеризуют содержание и внутреннее единство правового регулирования отношений между людьми. Но необходимо их также отличать от конкретных правовых норм, в связи с тем, что, несмотря на то, что принципы устанавливают общие правила поведения, они не содержат в себе основных элементов норм права, таких как гипотеза, диспозиция и санкция. С помощью правового принципа невозможно урегулировать какое-либо конкретное отношение между человеком и организацией. Но с его помощью можно верно истолковать правовую норму, которая регулирует подобные отношения. Являясь элементами правовой политики, принципы права предопределяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Значение основных правовых принципов также определяется и тем, что в некоторых ситуациях они могут восполнить пробелы в законодательстве, то есть они могут помочь с решением вопросов, не урегулированных конкретными правовыми нормами. В целом известно деление принципов права на: 1. Общеправовые, которые свойственны всем отраслям права, в том числе и трудовому праву. К ним, например, относятся принципы законности, равноправия, демократизма, гуманности и т.д. 2. Межотраслевые, которые относятся к нескольким отраслям права. Так, например, принцип свободы труда свойственен не только трудовому праву, но и гражданскому, административному в той части, где они связаны с трудом. 3. Отраслевые, которые свойственны одной определенной отрасли права. Они как правило отражают специфику этой отрасли, например, принцип свободы трудового договора дополняет и конкретизирует межотраслевой принцип свободы труда. 4. Внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института конкретной отрасли права, в частности, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров и т.д. Следовательно, сущность трудовых правовых норм отражают многочисленные принципы, относящиеся к самым разным ступеням правовой иерархии. Между вышеперечисленными видами принципов существуют неразрывная связь и взаимозависимость, что обусловлено единством экономической, политической и социальной основы нашего общества. Данные принципы обладают всеобщностью, обязательностью для каждого, стабильностью, а также имеют регулятивное значение. Таким образом, принципы трудового права закрепляют руководящие начала правовой политики в сфере организации и применения труда работающих граждан и общую направленность развития системы правовых норм. 1.2 Понятие принципа запрещения принудительного труда в сфере трудовых отношений граждан «Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития» Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1).
    Трудово́й ко́декс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.
    Собра́ние законода́тельства Российской Федера́ции - официальное периодическое издание, публикующее тексты нормативных актов государственных органов власти. Основано в мае 1994 года. Выпуском и распространением занимается издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.
    - Ст.4.. Он состоит также в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие либо выражение политических взглядов, идеологических убеждений, которые противоположны установленной политической, социальной или экономической системе, а также в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Конвенция Международной организации труда № 29 «О принудительном и обязательном труде» в своих положениях говорит о том, что «принудительный или обязательный труд - это любая работа или служба, требуемая от определенного человека под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг» О принудительном или обязательном труде: Конвенция Международной Организации Труда № 29 (Женева, 28 июня 1930 г.) Ведомости ВС СССР. - №13. - Ст.279. - 1956. - Ст.2. . Наказание, которое упоминается в данном определении, может касаться также лишения определенных прав либо привилегий. Как уже было сказано выше, трудовое законодательство определяет принудительный труд, как выполнение работы лицом под угрозой применения наказания, в том числе: 1) в целях поддержания трудовой дисциплины; 2) в качестве меры ответственности за участие в забастовке; 3) в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; 4) в качестве меры наказания за наличие либо выражение политических взглядов или идеологических убеждений, которые отличны от установленной политической, социальной или экономической системы; 5) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. Понятие принудительного труда также включает в себя ту работу, которую работающий гражданин обязан выполнить под угрозой применения какого-либо наказания, в то время как трудовое законодательство дает ему право отказаться от выполнения данной работы, в том числе в связи с: 1) нарушением сроков выплаты заработной платы, установленных законом, или выплатой ее не в полном размере; 2) возникновением какой-либо угрозы для жизни и здоровья работника в результате нарушения требований охраны труда работодателем, например, необеспечения работающего средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
    Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Применяются в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.
    Во всем мире принудительный труд запрещен на уровне законодательства. Данный факт подтверждает наличие этого запрета в таких документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах См. О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 12. - 1994., Конвенция Международной организации труда о принудительном или обязательном труде См. О принудительном или обязательном труде: Конвенция Международной Организации Труда № 29 (Женева, 28.06.1930) Ведомости ВС СССР. - №13. - Ст.279. - 1956., Конвенция Международной организации труда об упразднении принудительного труда См. Об упразднении принудительного труда: Конвенция N 105 Международной организации труда (Женева, 25.06.1957) Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 50. - Ст. 4649.. Конвенция Международной организации труда об упразднении принудительного труда более конкретизировано касается случаев применения принудительного труда, в частности, если принудительный труд имеет место для нужд экономического развития. Но он также обязывает страны своими нормами упразднить все формы принудительного труда. Всё же, чтобы осознать, в чем заключается сущность принудительного труда далее необходимо рассмотреть все его возможные формы выражения. Принудительный труд свойственен не только развивающимся странам, но и промышленно развитым государствам. Многие правоведы понимают принудительный труд как аналог современного рабства, или же нечто схожее с рабством. Однако это не совсем верно. Также не верно подразумевать под принудительным трудом только частные случаи, например, задержку заработной платы, выплату зарплаты ниже установленного законодательством минимального уровня. Для того чтобы представлять, что именно включает в себя принудительный труд, необходимо рассмотреть работы, которые не признаются принудительным трудом. Так, нельзя рассматривать военную службу по призыву, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, альтернативную гражданскую службу в качестве принудительного труда. Призыв на военную службу происходит либо «по мобилизации, в период военного положения, либо в военное время» О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ Российская газета. - N 63-64. - 1998. - Ст.1.. Кроме этого, не признается принудительным трудом работа, которая выполняется в условиях чрезвычайного, военного положения. Данные понятия охватывают все случаи, которые предусмотрены трудовым законодательством, так как в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» она вводится при наличии «обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер» О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ Российская газета. - N 105. - 2001. - Ст.3.. Закон определяет, что подобными обстоятельствами являются: 1. попытки насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, террористические акты, блокирование либо захват особо важных объектов или какой-либо местности, подготовка, а также сама деятельность незаконно-вооруженных формирований, межнациональные или региональные конфликты, которым сопутствуют насильственные действия, создающие угрозу для жизни и безопасности граждан страны, а также угрозу для нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2.
    Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.
    О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
    чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в частности, эпидемии и эпизоотии, которые возникают в результате аварий, опасных природных катастроф, явлений, стихийных бедствий, которые могут повлечь или повлекли гибель граждан, нанесли ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, нанесли материальный ущерб, а также нарушили условия жизнедеятельности населения страны и требуют проведения масштабных аварийно-спасательных и иных неотложных работ См.
    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
    О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ Российская газета. - N 105. - 2001. - Ст.3.. Требования охраны труда обязательно должны соблюдаться и в условиях чрезвычайного положения, которое было введено в результате чрезвычайной ситуации природного, техногенного характера, когда в исключительных случаях возможна мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ. В статье 4 Трудового кодекса РФ также сказано, что «работа, осуществляемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, например, в случае бедствия, угрозы бедствия (пожары, голод, наводнения, землетрясения, эпидемии, эпизоотии) и в подобных случаях, которые ставят под угрозу жизнь, а также нормальные жизненные условия граждан страны, допустима и не включается в понятие принудительного труда» Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1).
    Законода́тельство - издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.
    - Ст.4.. Режим военного положения, который вводится Президентом РФ в случае агрессии либо непосредственной угрозы агрессии против нашей страны, согласно федеральному конституционному закону «О военном положении», в своих положениях предоставляет возможность привлечения граждан страны «для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановления поврежденных или разрушенных объектов экономики, системы жизнеобеспечения, военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями» О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ Российская газета. - N 21. - 2002. - Ст.7.. Кроме того, законодательство РФ не считает принудительным трудом работу, выполняемую в качестве уголовного наказания по приговору суда. Уголовное законодательство говорит о двух видах наказания, связанных с выполнением подобных работ: 1) отбывание наказания в виде обязательных работ См. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ Российская газета. - N 9. - 1997. - Ст.25 - 30.; 2) отбывание наказания в виде ограничения свободы См. Там же. - Ст.50 - 60.. Граждане также могут быть привлечены к труду, если осуждены к аресту или к лишению свободы. Но необходимо понимать, что то «время, когда осужденный привлекается к оплачиваемому труду, засчитывается ему в общий трудовой стаж» Там же. - Ст.104. . Данный учет рабочего времени проводится администрацией исправительного учреждения по результатам года. Если же осужденный уклоняется от выполнения данной работы, то по усмотрению администрации данное время в стаж может быть не засчитано. Таким образом, вышеперечисленные виды трудовой деятельности контролируются уголовно-исполнительными инспекциями или исправительными центрами, учреждениями, на основе вступившего в законную силу приговора суда, в результате чего подобный труд не относится к принудительному. 1.3 Понятие принципа запрещения дискриминации в сфере труда Ученые понимают под определением «дискриминация в сфере труда - неблагоприятное отношение к людям из-за присущих им свойств, признаков, не имеющих отношение к их заслугам или требованиям к определенной работе (раса, религия, пол, возраст и др.)» Дискриминация в сфере труда Управление персоналом. - 2008. - №6. - С. 63.. Единогласно дискриминацией не признаются различия в отношении, обращении к людям, если данные различия основываются на различии в производительности труда. Так как некоторые работающие граждане имеют больший или меньший уровень умений, способностей, квалификации, в соответствии с чем, у них может быть выше или ниже трудовые достижения, заработная плата. В связи с чем, разное отношение к людям, связанное со степенью их личных заслуг и достижений, к которым относят знания, умения, талант, не является дискриминацией. «Отличное обращение к другим гражданам, связанное с удовлетворением особых потребностей иных лиц, если им обеспечены равные возможности, также не признается дискриминационным» Мазин А.Л. Дискриминация на российском рынке труда Человек и труд. 2011. - № 8. - С. 25.. К примеру, не считается дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью необходимыми ему возможностями для его трудовой деятельности либо запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями. Не секрет, что разным гражданам, сотрудникам организаций выплачивается разная заработная плата за выполнение одной и той же работы, при наличии равной квалификации, стажа. В различных странах такое различие может касаться и пола гражданина, и расы, и возраста работающих граждан. При найме на работу или же при увольнении с определенной работы также известны случаи дискриминации, которой подвержены в большинстве своем лица, освобожденные из мест лишения свободы, заключенные, инвалиды, граждане без опыта работы, пожилые люди.
    Пенитенциа́рная (уголо́вно-исполни́тельная) систе́ма (от лат. poenitentia - раскаяние) - государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом.
    Их неохотно принимают на работу, а увольняют в числе первых. К данной сфере дискриминации также относятся и из-за расовой, этнической принадлежности гражданина. Эти же лица, как правило, тяжело продвигаются по службе, им тяжелее сделать карьеру, их редко назначают на ответственные организационные должности. Принимая решение о найме на работу, «работодатель основывается на субъективных данных, на обобщенных понятиях о возможной производительности определенной группы граждан, к которой принадлежит лицо, принимаемое на работу» Петренко А.В. Трудовое право. М.: ООО Издательство Астрель, 2012. - С.110.. То есть работодатель основывается на косвенных признаках, таких как опыт, возраст, образование, рекомендации с предыдущей работы гражданина и др. Например, работодатель может не принять на должность женщину в возрасте от 22-30 лет, в связи с тем, что это детородный возраст и шанс ухода этой женщины в декрет максимально высок. Хотя и допустима возможность того, что данный работодатель лишился ценного сотрудника. При этом он может лишиться ценного работника. Некоторые теоретики относят к проявлениям дискриминации и профессиональную сегрегацию, которая заключается в разделении профессий, должностей между определенными группами граждан. Например, миру известны традиционно мужские или традиционно женские работы. Помимо вышеперечисленных видов дискриминаций в сфере труда, существует и дискриминация в образовании и в профессиональной подготовке граждан. Гражданам из малообеспеченных семей тяжело получить должное образование. А у иммигрантов, как правило, зарплата всегда ниже положенного. В некоторых странах разница в степени образованности наблюдается у мужчин и женщин. Подобные виды дискриминации в сфере труда чаще всего взаимосвязанны и существуют непосредственно вместе. Так, А.Л. Мазин отмечает, что «дискриминация в образовании граждан способствует профессиональной сегрегации, что порождает неравный доступ граждан нашей страны к образованию» Мазин А.Л. Дискриминация на российском рынке труда Человек и труд. 2011. - № 8. - С. 26.. То есть дискриминация какой-либо группы людей снижает уровень доходов этих граждан, а также возможности инвестиций в человеческий капитал, что само по себе затрудняет доступ этой группы работающих граждан к высокооплачиваемым профессиям и порождает профессиональную сегрегацию. «Международная организация труда особо выделяет следующие дискриминационные группы: инвалидность, возраст, заболевание» Исаева Е. Дискриминация в трудовых отношениях: теория и практика. М: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. С.178.
    VDM Publishing - это группа издательств, базирующаяся в Саарбрюккене, Германия, с филиалами в Маврикии и Молдове. Выпуск книг производится по технологии «Печать по требованию» - новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя.
    Также выделяется и дискриминация по признаку членства в профсоюзе. Главной задачей стоящей перед обществом Международная организация труда ставит - искоренение дискриминации. Причины дискриминации теоретиками выделяются по разному, например, некоторые понимают под причинам этого явления наличие предубеждений у граждан, наличие неприязни к национальности граждан или к определенной расе, к определенному возрасту или полу и т.д. Многие граждане уверены, что «женщины меньше мужчин ориентированы на профессиональную деятельность, в связи с традиционной ориентированностью на семью и детей, в связи с этим сложилось общее представление о том, что женщины неспособны к высокопрофессиональной деятельности» Шатрова Л.А. Гендерные стереотипы на рынке труда Татарстана Социологические исследования. - 2003.- № 3. - С.123.. То есть большинство причин для дискриминации связаны с субъективными моментами. В Конвенции Международной организации труда «О дискриминации в области труда и занятий» под дискриминацией признается «любое различие, исключение, предпочтение, базирующееся на признаках расы, пола, политических убеждений, религии, цвета кожи, социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию либо нарушение равенства и возможностей граждан в сфере труда и занятий» Относительно дискриминации в области труда и занятий: Конвенция N 111 Международной организации труда (Женева, 1958) Ведомости ВС СССР. - 1961. - N 44. - Ст.448.. По иному расценивается всякое различие, исключение или предпочтение, которое основывается на специфических требованиях, связанных с конкретной работой. То есть они не признаются дискриминацией. Трудовой кодекс РФ также имеет определение дискриминации под которой понимает какие-либо «ограничения в трудовых правах или свободах работающих граждан или получение преимуществ, которые базируются на признаках пола, цвета кожи, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного, социального, должностного положения лица, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности (непринадлежности) к общественным объединениям» Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст.3.. Этот перечень является открытым, то есть может быть дополнен иными обстоятельствами, которые не связаны с деловыми качествами работающего лица. Трудовое законодательство закрепляет возможность защиты за гражданами, которые подверглись дискриминации. Так, за ними закреплена возможность обращения в органы Федеральной инспекции труда или в суд «с требованием о восстановлении своих нарушенных прав, возмещении материального и компенсации морального вреда» Там же. - Ст.36.. Некоторым зарубежным странам законодательство по вопросам дискриминации известно еще с древних времен, к примеру, «в США в 1964 года был принят Закон о гражданских правах, который закрепил правовую основу для формального обеспечения всем гражданам Америки равных возможностей» Крашенинникова Н.А. Глава 20. Право Соединенных Штатов Америки История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.М.: Издательская группа НОРМА -- ИНФРА-М, 1998. С.293.. Были законодательно запрещены любые дискриминационные действия против женщин при найме их на работу. Далее в 1978 году появился Закон о запрещении дискриминации по беременности См. Лебедева Л.Ф. Женское страдание: Женщины в глобализованном обществе XXIвека Российское предпринимательство. -2004. - № 3. - С. 10.. В Истории развития отечественного законодательства огромную роль сыграл Кодекс законов о труде 1971 года, в положениях которого закреплялись гарантии при приеме на работу, запрет на необоснованный отказ в приеме на работу. «Ограничение прав или установление каких-либо преимуществ при приеме не работу в зависимости от расы, пола, национальности, языка, имущественного положения, социального происхождения, места жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и иного, данным Кодексом не допускалось» Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) от 09.12.1971 Ведомости ВС РСФСР. - 1971. - N 50. - Ст.1007.. В советском периоде законодательного развития в сфере труда стоит выделить и Основы законодательства Союза ССР Республик о занятости населения принятые ВС СССР, которые в своих статьях «гарантируют защиту от каких-либо форм дискриминации и предоставляют всем трудящимся гражданам равенство возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда» Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения (приняты ВС СССР 15.01.1991 N 1905-1) Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1991. - N 5. - Ст.111. - Ст.5.. То есть, законодательству советского периода вопросы и проблемы дискриминации были известны. Действующая Конституция Российской Федерации в своей статье 37, продолжая правовой путь советского государства, закрепляет, «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требовании безопасности и гигиены на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации» Конституция Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014.- № 31. - Ст.37.. Далее в 2002 году был принят Трудовой кодекс РФ, который также выделяет в статье 3 запрет дискриминации. Что говорит о существовании особого принципа в сфере трудовых отношений граждан - недопущение дискриминации, который закреплен в декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» Об основополагающих принципах и правах в сфере труда: Декларация Международной организации труда (Женева, 1998) Российская газета. - N 238. - 1998.. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении поясняет, что понимается под деловыми качествами работающего гражданина. Под ними понимаются «способности физического лица выполнять конкретную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессиональных квалификационных качеств (в частности, наличие какой-либо профессии, специальности или квалификации), личных качеств работника (к примеру, состояние здоровья, опыт работы по специальности, наличие определенного уровня образования, в какой-либо области)» О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 Бюллетень Верховного Суда РФ. - N 3. - 2007. - Ст.10.. Помимо прочего стоит добавить тот факт, что многие исследователи, теоретики и практики, отмечают некоторую «несогласованность статей 58 и 59 Трудового кодекса РФ, касаемые срочного трудового договора, со статьей 3» Буянова М.О. Трудовое право России. М.: Проспект, 2010. - С.59. . Получается, что они имеют дискриминационный характер в отношении лиц, обучающихся на дневных формах обучения, а также в отношении совместителей и пенсионерам по возрасту, в связи с тем, что данные обстоятельства не связаны ни с деловыми, ни с профессиональными качествами Граждан. Исходя из данного вывода, видится «необходимость переформулировки срочного договора, как договора имеющего исключительный характер» Шевченко О.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) О.А. Шевченко, Ф.О. Сулейманова, Г.В. Шония. М.: Проспект, 2015. - С. 126. . Таким образом, запрещение дискриминации в сфере труда имеет своей целью то, чтобы каждый гражданин имел равные возможности для осуществления своих способностей к труду. И лишь деловые качества работника могли бы учитываться либо при заключении трудового договора, либо при оплате труда. Также было выяснено, что трудовое законодательство РФ не содержит в себе исчерпывающего перечня обстоятельств, которые влияют на неравенство прав граждан в сфере труда, то есть любое обстоятельство, не упоминаемое в статье 3 Трудового кодекса РФ также может стать обстоятельством нарушения равенства возможностей в сфере труда, в случае, если он не относится к деловым качествам работника. А любое нарушение правил о запрещении дискриминации в сфере труда и занятости представляет собой основание для обращения в органы федеральной инспекции труда или в суд. Подлежит возмещению и материальный ущерб, который был принесен дискриминацией против лица, при его определении учитывается степень физических, нравственных страданий и иные обстоятельства. Следовательно, принципы политики России в сфере предоставления защиты и гарантий от дискриминации в сфере труда и занятости граждан закреплялись и в советский период, и сейчас в нормативных правовых актах РФ. Поднятые в данной главе вопросы для многих категорий граждан нашей страны являются основными, что подтверждает существование специальных конкретизирующих законов, например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые предусматривают обеспечение занятости лиц путем проведения разнообразных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности в области труда. принудительный труд дискриминация Глава 2. Реализация принципов запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда 2.1 Нарушение принципа свободы труда, как проявление принудительного труда в области трудовых отношений граждан РФ Конституция Российской Федерации в статье 37 закрепила принцип свободы труда, соответствующий праву каждого человека и гражданина свободно распоряжаться своими собственными способностями к труду, а также выбирать род деятельности и профессию. Данная свобода закрепляет право выбора за каждым трудоспособным гражданином использовать ли ему свои способности к труду или вовсе отказаться от предоставленной возможности. Труд свободен только тогда, когда в нем и в результатах данного труда присутствует моральная, а также материальная заинтересованность работающего гражданина. Если же заинтересованности у лица нет, то, следовательно, такой труд можно рассматривать как принудительный. Еще в XX века отечественное законодательство столкнулось с проблемой принудительного труда. Тогда, в 1990-ых годах принцип всеобщности труда, который был базой и основой регулирования трудовых отношений граждан страны, был заменен принципом свободы труда. Ныне действующий Трудовой кодекс РФ закрепил в своих положениях запрет на принудительный труд, а также посвятил данному принципу правового регулирования отношений к сфере труда отдельную статью, где впервые было дано определение принудительного труда, а также перечислены его основные формы проявления См. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст.4.. Так, принудительным трудом признается выполнение какой-либо работы под угрозой применения определенного наказания или насильственного воздействия, а также: для поддержания трудовой дисциплины; в виде меры ответственности за участие в забастовке; в виде средства мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития страны; в виде меры наказания за наличие либо выражение политических взглядов, идеологических убеждений, которые не совпадают с установленными в стране политической, социальной, экономической системами; а также в качестве меры дискриминации по признакам расовой, национальной, социальной, религиозной принадлежности лиц. Помимо этого отечественное трудовое законодательство несколько расширило перечень форм проявления принудительного труда, нежели это обозначено международных нормах. Так, к формам его проявления отнесли и нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, а также её выплату не в полном размере; требование от работника работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной, индивидуальной защиты, либо если эта работа угрожает жизни или здоровью работающего гражданина. Тесно с данным вопросом запрещения принудительного труда стоит и проблема ответственности в случае нарушения данного запрета. Право на труд содержит в себе также обеспечение права каждого работающего лица на в полном размере, своевременную выплату справедливой заработной платы своевременно и в полном размере, которая бы обеспечивала достойное для этого человека и его семьи существование, зарплата к тому же должна быть не ниже минимального размера труда установленного федеральным законодательством. Реализация данного права происходит путем позитивного регулирования прав работающих граждан на своевременную, справедливую и в полном объеме оплату труда. Кроме этого для работодателя устанавливаются меры юридической ответственности, если он не будет исполнять свои обязанности. Статья 130 Трудового кодекса РФ содержит в своих положениях основные государственные гарантии по оплате труда работающих граждан См. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст.130.. Данные государственные гарантии относятся ко всем организациям без исключения вне зависимости от их организационных правовых форм, форм собственности. В современном мире, однако, известна такая проблема, как задержка выплаты заработной платы или невыплата её вовсе. В связи с чем, обнаружилась необходимость в охранительных нормах, которые направлены на защиту выплат работникам, а также которые регулируют вопросы ответственности работодателя за невыплату и за задержку заработной платы. В первую очередь невыплата или несвоевременная выплата зарплаты в нашей стране связывают либо с неплатежеспособностью организации, либо с недобросовестностью работодателя. Законодательство РФ предусматривает следующие меры ответственности: материальные, административные, гражданско-правовые и уголовные. Так, Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит в себе положение о наложении штрафа на должностное лицо за нарушение трудового законодательства «в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или влечет предупреждение; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица влечет штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; а на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ Российская газета. - N 256. - 2001. - Ст.5.27.. Если административное правонарушение, в частности, нарушение трудового законодательства; допущение по факту к работе лица, не уполномоченным на это работодателем, или же, не заключение работодателем трудового договора с допущенным к работе гражданином, а также уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, заключение гражданско правового договора, регулирующим трудовые отношения между данными гражданами, было совершено должностным лицом, которое ранее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное административное правонарушение может повлечь за собой не только административный штраф, но и такое наказание как дисквалификация. Таким образом, дисквалификация, как вид дисциплинарной ответственности, применяется к лицам, реализующим организационные распорядительные либо административные хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к арбитражным управляющим. Ранее в России, по сравнению с современной ситуацией, пределы административной юрисдикции органов системы Федеральной инспекции труда были несколько уже. Теперь должностные лица Федеральной инспекции труда РФ имеют возможность воплощать в жизнь производство по делам об административных правонарушениях, быть инициаторами применения мер административного взыскания, налагаемых другими органами к виновным гражданам. Как уже было отмечено выше, помимо административной ответственности возможна и уголовная, предусматривающаяся за более грубые нарушения законодательства, действующего в сфере труда, в сфере охраны труда и т.д. включая законодательство об охране труда. Например, статья 145 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание либо в виде «штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов» Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ Российская газета. - N 113. - 1996. - N 114. - 1996. - N 115. - 1996. - N 118. - 1996. - Ст.145., за безосновательное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Уголовный кодекс также, в частности, предусматривает ответственность за невыплату свыше 2 месяцев заработной платы пенсий, пособий, стипендий и других выплат установленных законом, если имеется корыстная или личная заинтересованность руководителя организации См. Там же. - Ст.145.1.. Но чтобы привлечь работодателя к ответственности за невыплату зарплаты работникам и возбудить против него уголовное дело, необходимы доказательства наличия корыстного умысла у данного работодателя. Проанализировав российское законодательство в сфере труда было выяснено, что за принуждение к труду можно привлечь к ответственности лишь в пределах действия общих норм, которые устанавливают ответственность за нарушение законодательства в области труда. Трудовой кодекс РФ также упоминает об ответственности за нарушение законодательства в сфере трудовых отношений граждан и отсылает, соответственно либо к законодательству гражданскому, административному или уголовному. Стоит отметить тот факт, что правовое закрепление ответственности за ограничение свободы труда, а также за незаконное привлечение к труду или же за принуждение к труду отсутствует. Уголовный кодекс, в том числе, не имеет норм, на основе которых физическое или юридическое лицо можно было бы привлечь к ответственности за нарушение принципа свободы труда, принципа запрета принудительного труда. Обратившись к положениям административного законодательства РФ, можно заметить, что Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит в себе только одну статью, регулирующую случаи нарушения принципа свободы труда в нашей стране. И в качестве субъекта правонарушения выступает не какое-либо лицо, использующее труд, а именно должностное лицо. Но Трудовой кодекс РФ распространяет своё действие также и на работников и работодателей-физических лиц, а не только на работодателей-юридических лиц или должностных лиц. То есть, исходя из вышеизложенного, лица не являющиеся должностными лицами за нарушения трудового законодательства могут быть не привлечены к ответственности. Соответственно, видится необходимость закрепления в российском законодательстве ответственности за нарушении законов в сфере труда для всех лиц, использующих чужой труд, без исключения, в том числе тех лиц, которые используют труд граждан в своём личном домашнем хозяйстве. Единственная разница между данной ситуацией может быть заключена в степени наказания данных лиц, так, индивидуальные предприниматели, должностные лица, юридические лица, как работодатели, должны привлекаться к более строгому наказанию, нежели работодатели-физические лица. 2.2 Нарушение принципа запрета дискриминации в сфере труда Сущность дискриминации с экономической точки зрения в том, что рынок труда классифицируется по каким либо признакам, не связанным с деловыми качествами граждан, например по возрастным, гендерным признакам и т.д. То есть определенные категории граждан не допускаются к той части рынка труда, в которой лучше либо условия труда, либо оплата труда. Например, инвалиды или пенсионеры, стремившись заполучить более выгодную для себя работу, не смогут преодолеть барьеры, сложившиеся на рынке труда. В Российской Федерации, как и во всем мире заметен рост проблем, связанных дискриминацией в сфере труда, так как даже, казалось бы обычное собеседование при устройстве гражданина на какую-либо работу уже представляет собой правоотношение, которое может повлечь за собой правовые последствия. На международном уровне существует Конвенция «О дискриминации в области труда и занятий», положения которой распространяются и на территорию нашей страны. Так, в нашем Трудовом кодексе перечислены абсолютно такие же положения по вопросу дискриминации, как и в данной Конвенции. Но в большинстве своем, такие правовые нормы носят не практичный характер, а представляют собой декларативные нормы, что затрудняет их правовое анализирование. Эта проблема была затронута и в докладе «Равенство в сфере труда - веление времени» генерального директора Международного бюро труда, где сконцентрировались самые общепризнанные аспекты данной проблемы в сфере труда. Например, в нем было закреплено положение - чтобы ликвидировать дефицит достойного труда, необходимо особое понимание вопросов дискриминации в области трудовых отношений граждан и к тому же повседневный контроль за ее проявлениями и социально экономическими последствиями. «Учитывая изменения половой, этнической, возрастной структуры рабочей силы и рынков труда всего мира, стратегия всеобщей занятости должна основываться на всестороннем подходе по вопросам занятости и труда. И прямым путем к достижению данной цели представляется непременное обеспечение равных возможностей для каждого» Равенство в сфере труда - веление времени: доклад генерального директора Международного бюро труда Международная конференция труда 91-я сессия 2003 г. Доклад I (В). Изд. 1-е. Женева: Международное бюро труда, 2003. - С.17.. Согласно Трудовому кодексу РФ, дискриминация - это ограничение в трудовых правах, свободах граждан или получение преимуществ, которые базируются на признаках пола, цвета кожи, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного, социального, должностного положения, места жительства, возраста, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности (непринадлежности) к общественным объединениям. Как уже было отмечено раньше, этот перечень незакончен. Дискриминация также как и остальные проблемные вопросы в сфере труда могут быть подвергнуты уголовному наказанию. Помимо прочего, трудовая дискриминация может квалифицироваться как нарушение равноправия российских граждан по статье 136 Уголовного кодекса РФ. Следовательно, отечественное законодательство, как и положения международного права, определяет социальную ответственность работодателя перед всем обществом. Но необходимо отметить тот факт, что в России сложилась тенденция сравнивать работодателя с главой, а работающих на него граждан - с его подчиненными. Сложилось мнение, что полномочия работодателей безграничны, а работающие лица - просто бесправны. Кроме этого, признать сам факт дискриминации на практике достаточно сложно. Право гражданина на обжалование отказа работодателя при его трудоустройстве сложно реализуемо, а ведь чаще всего с подобным правом в суд обращаются именно наиболее уязвимые категории населения страны, такие как инвалиды, беременные женщины, молодые граждане без опыта работы и др. Конечно, из этих ситуаций есть исключения, когда судья положительно для работающих граждан рассматривает споры о дискриминации, но всё же эти случаи единичны. И те лица, которые не достигли положительного для себя исхода в определенной ситуации утрачивают чувство собственного достоинства, утверждаются в том, что их способности не достаточны для работы с необходимым уровнем вознаграждения и условий труда.
    Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.
    Кроме негативных психологических факторов, стоит отметить и низкую правовую образованность наших граждан. В качестве примера дискриминации можно вспомнить 1992 год, когда Латвия, после получения независимости, ввела обязательство для граждан на знание латвийского языка для вступления на трудовую должность, также для сохранения уже существующей у лица работы, что очень негативно отразилось на многочисленном русскоязычном населении. Широко известны случаи так называемой скрытой дискриминации, которая проявляется, в частности, в вопросе места жительства лица, претендующего на конкретную работу. Теоретики расценивают данный факт как средство маскировки, скрытия дискриминации, в результате чего не соответствующие взглядам работодателя лица могут быть не допущены к этой работе из-за их классовой либо расовой принадлежности. Многие зарубежные специалисты права полагают, что решить проблему дискриминации могут кадровые агентства, которые представляют собой посредников на рынке труда. Они могут обеспечить справедливость в сфере трудовых отношений между гражданами какой-либо страны или же наоборот могут поддерживать дискриминацию и неравенство, предлагая компаниям таких кандидатов, которые бы требовали меньшего количества социального обеспечения от будущего работодателя. Однако в нашей стране лицензирование и государственное признание такие агентства не получили. В подобных ситуациях применение положений уголовного законодательства к конкретному агентству по трудоустройству весьма проблематично, так как не понятно как решать вопрос ответственности кадрового агентства.